ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
3
ИЮНЬ

25 ияра
41 день Омера
Глава — Бехукотай

Гарантия жизни (Бехукотай)

Гарантия жизни (Бехукотай)

Для постижения еврейского мировоззрения это одна из ключевых глав (сознаю, что такое утверждение имеет лишь прикладной, учебный смысл). В ней Всевышний прямо говорит о двух путях, которые может выбрать человек и о последствиях его выбора.
Более того, в Торе (в нашей главе, а также в главе 28 книги Дварим) с потрясающей точностью описываются этапы еврейской истории — вплоть днаших дней. Разумеется, мы не имеем в виду, что в Торе открыто предсказаны конкретные события — иначе у нас не было бы свободы выбора. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть текст, лучше — с серьезными комментариями наших Учителей
Наша глава начинается с разговора о правильном пути: “Если по Моим законам идти будете, и заповеди Мои будете хранить и выполнять, то дам вам дожди своевременные и земля даст урожай, и дерево садовое даст плоды” (26:3-4).
Обратим внимание на два момента. Первый: в тексте как будто бы есть повторение: “…по законам идти будете и заповеди… выполнять будете”. О чем идет речь? Устная Тора (Мидраш) говорит: идти по законам — значит серьезно, умом и сердцем, заниматься Торой, воспринимая ее не “профессионально”, как университетский материал, котрый надо зазубрить, а как Учебник жизни. Это — необходимое условие для “запуска” алгоритма благословения.

Теперь — о благословении. Пожалуй, на первый взгляд, выглядит оно слишком скромно, особенно для нашего времени. За соблюдение заповедей, за еврейский образ жизни положены дожди в нужное время и урожай (во всяком случае, как видим, именно с этого начинается благословение).
Давайте еще раз вернемся к багословению: «… то дам вам дожди своевременные и земля даст урожай, и дерево садовое даст плоды». На иврите дождь — гешем. Это слово имеет и другое значение — материя. Урожай — йевуль, слово однокоренное с йовель – юбилей, пятидесятый год, когда вся земля возвращается ее первоначальным владельцам. Все, что было приобретено трудами, потом и кровью – аннулируется и приходит в первоначальное состояние — символ победы идеи над материей.
Земля на иврите — эрец, а второе значение этого слова — проявление Моей воли. И, наконец, слово дерево, в определенном контексте переводят как Дерево жизни, которое находится в Ган Эдене (Райском саду), в том духовном пространстве, в котором был создан первый человек — Адам, и откуда он был изгнан. Дерево жизни осталось в Ган Эдене и ждет. Ждет нас, чтобы мы пошли по указанному Творцом пути. Тогда это дерево даст плод (в тексте Торы так и сказано: плод — в единственном числе), то есть — жизнь.
А теперь свяжем воедино наши пояснения. Если вы всерьез возьметесь за реализацию Торы (принимая ее не как теорию, а как руководство для организации жизни по ее принципам), все материальное, то есть все необходимое, будет появляться вовремя (“Я это беру на себя”), вы победите материю (“…и проявится Моя воля”) и вам будет дана настоящая, поистине достойная жизнь.
Но что произойдет, если вы выберете другой путь?..
“А если не прислушаетесь ко Мне и не будете выполнять все эти заповеди, и законы Мои вам будут противны, и душа ваша будет отворачиваться от Моих установлений, чтобы заповеди не выполнять и разрушить Союз со Мной, то я сделаю это же с вами и наведу на вас страх и панику… и самомнение ваше будет сломлено, и небо ваше
превратится в железо, а земля ваша — в медь” (26:14-19; дано в сокращении).
Каждое слово здесь, конечно же, требует глубокого анализа. Однако остановимся лишь на некоторых моментах. Уточним значение процитированных высказываний, используя Мидраш:
Не прислушаетесь — не будете признавать Меня как Творца мира.
Законы… будут противны — будете презирать тех, кто соблюдает Мои законы.
Душа… будет отворачиваться — от Учителей Торы.
Чтобы заповеди не выполнять — даже других отговаривать и мешать им.
И разрушить Союз — отрицать все…
Небо ваше превратится в железо — именно “ваше”, потому что понятие “небо” олицетворяет духовный мир; ваш духовный мир, лишенный Торы, заполонит все, как железо, но теории ваши будут пусты.
А земля — в медь — на иврите слово медь (нехошет) имеет тот же корень, что и слово нихуш — догадки подозрения, неуверенность; вспомним, что земля (эрец) — олицетворение реализации Воли Творца; то есть выражение означает, что не выполняющие заповеди, не признающие… будут блуждать в темноте, не понимая, что происходит.
Подведем итог сказанному: те, кто не признает Творца и презирает людей, живущих согласно Его Воле, те, кто не стремится постичь Мудрость Всевышнего и мешает другим жить по-еврейски, обретут лишь видимость свободы, а все надуманные теории, все “измы”, обернутся бесплодной псевдодуховностью. И будут они, в страхе и непонимании, блуждать в темноте.
Дальше в нашей главе говорится о разрушении всей жизни на Земле Израиля (что и произошло 1700 лет назад), о галуте (изгнании), где основой жизни становится постоянная неуверенность, о Катастрофе, которая привела к гибели даже детей…
Бедствия не приходят все одновременно. И всякий раз можно изменить ход истории, если мы все, весь еврейский народ, изменим отношение к Творцу и будем жить согласно Его Воле.
Однако в любом случае Всевышний гарантирует еврейскому народу вечную жизнь. Как сказано: “…И даже при всем этом Я не разрушу Союз (который вы хотели разрушить) и помнить буду всегда, для чего вывел вас из рабства египетского — чтобы (в итоге) вы выбрали Меня и признали, Кто определяет Судьбу” (26: 44-45).
На этой оптимистической ноте и завершим наш очень краткий обзор главы Бехукотай.

Раввин Элиягу Эссас,
www.evrey.com

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*