ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
7
СЕНТЯБРЬ

Сегодня 12 элула

Недельная глава Ки Таво

Афтара - Йешаяу 60 1-22

Раби Меир

Раби Меир

14 ияра (14 мая) – йорцайт (годовщина кончины) величайшего ученика раби Акивы, раби Меира. Одной из характерных черт раби Меира было умение совмещать то, что, на первый взгляд, казалось бы несовместимым. Оппоненты просто боялись вести с ним споры, потому что он мог доказать буквально все, что угодно; причем отличить, где подлинное его мнение, а где – интеллектуальная игра ума и виртуозное жонглирование аргументами и фактами, людям, не отличавшимся той же остротой ума, было практически невозможно.
Причем говорится, что острый ум и способность ловить все налету раби Меир сочетал с работой переписчика святых текстов, требующей глубину понимания и феноменальную память. Вообще раби Меир испытывал особое отношение к труду. «Смотри-ка, какова значимость труда! – говорил он на основе закона о том, что за кражу быка положена выплата компенсации в пятикратном размере, а за кражу барана – всего в четырехкратном. – За быка, из-за которого образовался простой в работе, нужно платить в пять раз, а за барана, из-за которого простоя в работе не образовалось — в четыре!»
Отличаясь неповторимым ораторским даром, раби Меир составлял свои уроки на треть из сухого закона – алахи, на треть – из агады (аллегорических и исторических преданий), а на треть – из житейский притч, бытового фольклора, героями которых традиционно были лисицы.
Что характерно, в материальных делах раби Меир вел себя примерно по тому же принципу. Треть наличных он тратил на еду, треть – на одежду, а еще треть – на поддержку других мудрецов Торы. Когда его спросили, почему он так сорит деньгами, не оставляя ничего в наследство своим потомкам, раби Меир ответил в свойственной ему манере: Если они будут вести себя достойно, в рамках Торы, то Всевышний точно о них позаботится, как сказал еще царь Давид: «И не видел я праведника оставленным (Б-гом) и его потомство просящим хлеб». А если они сойдут с пути Торы, то к чему мне лишать себя какой-либо доли в пользу «врагов Вездесущего»? К слову сказать, раби Меир определял понятие «богач» следующим образом: «Тот, кто испытывает удовлетворение от своих богатств». И комментирует Раши, что дело не в объективных размерах богатства, а в субъективном отношении к своему имуществу.
Кстати, об определениях. В Талмуде приводится пять определений, с какого момента ребенок считается полноценным обитателем этого мира. Раби Хия логически определяет: «с момента рождения». Раби Шимон – «с того момента, как начинает разговаривать» (иудаизм, в самом деле, определяет человека не «существом разумным», а «существом говорящим», видя в это особую, человеческую характеристику, отличающую его от остального мира природы). Равина предпочитает «зреть в корень» и говорит: «с момента зачатия». Раби Нахман бар Ицхак сужает понятие для еврея – «с момента обрезания». А раби Меир утверждает: «С того момента, когда он говорит «Амен». И поясняет раби Ханина – провозглашает доверие Творцу. Т.е. для раби Меира главное не сам акт речи, не сама функция, а ее направление, использование по назначению. Именно ею определяется полноценная жизнь человека как человека.
При этом раби Меир отличался и величайшей скромностью, служа бесспорным примером для подражания в глазах своих учеников. Так, приводится история о том, как на урок к раби Меиру ворвалась женщина, заявившая, что один из присутствующих поступил с ней так, что теперь ей требуется разводное письмо – гет. Раби Меир тут же написал ей соответствующий документ от своего имени, а его ученики тут же последовали за примером своего учителя. Таким образом, женщина явно получила желаемый документ, при этом никто из присутствующих (включая ее саму) не был публично посрамлен и скомпрометирован. Без разборок, без выяснения отношений, кто прав – кто виноват, без лишнего потока грязи, без остракизмов, без уличения во лжи…
С раби Меиром связано еще множество историй, афоризмов и легенд, охватить львиную долю которых в рамках краткой статьи, конечно же, нереально.
Могила раби Меира (на фото), так же, как и могила его учителя, раби Акивы, расположена в Тверии.

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>