ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
1
МАЙ

5 ияра

20 день омера

Глава Ахарей мот—Кдошим

СИЛА РЕЧИ (Мецора)

СИЛА РЕЧИ (Мецора)

Если не входить в детали, то ритуально нечистыми тора признает людей, на коже которых появились особые (Тора четко указывает, какие именно) пятна. Эти поражения тора называет проказой (не следует отождествлять ее с заболеванием, которое так называют сегодня), а Талмуд, определяя ее причины, дает нам понять, что это — пятна наказание за прегрешения. Первым в списке грехов, за который Всевышний поражает человека цараат — проказой, стоит злоязычие — лашон ара. И об этом грехе сказал царь Давид: «Совет человеку, который хочет жить долго и хорошо: Береги свой язык от зла и свои уста — от лживых слов» (Теилим, 34:13-14).
Возникает два вопроса: почему первой причиной цараат названо злоречие, т.е. сплетня, насмешка, недружелюбные слова? И почему гарантом долгойи счастливой жизни царь Давид называет именно чистоту речи? Наиболее полный ответ на эти вопросы мы находим у раби Исраэля-Меира А-Коэна (1838—1933), одного из крупнейших авторитетов в последних поколениях, посвятивший много времени разъяснению законов лашон ара. Его фундаментальная книга о лашон ара называлась «Хафец хаим» («Жаждущий жизни»). Кстати, именно благодаря ей он и стал известен всему миру как Хафец Хаим.
Хафец Хаим рассматривает заданный нами вопрос в двух ракурсах: тора запрещает нам сплетничать, дурно отзываться о человеке или обижать человека словом. Если мы, тем не менее, вольно или невольно злословим, то совершаем нарушение закона. Но дело не ограничивается одним локальным нарушением. Обычно преступивший лашон ара нарушает сразу многие заповеди Торы.
Например, чаще всего язык сплетника подвергает опасности душу троих человек: самого сплетника, человека, который является предметом сплетни, и того, кому сплетню сообщают.Так, относительно слушателя, сплетник нарушает запрет «не ставь препону перед слепым» т.к. узнавшему «новость» очень трудно будет удержаться не передать ее дальше. Часто мотивом дурного отзыва о ближнем выступает банальная месть, таким образом, говорящий лашон ара преступает запрет «не мсти» и т.д. Вытекающих из злословия грехов чрезвычайно много, и именно поэтому лашон ара стоит первым в списке причин наказание проказой.
Но есть и дополнительный аспект, как объясняет Хафец Хаим. Нам известно, что Всевышний воздает человеку в соответствии с принципом «мера за меру». Как же работает этот принцип в случае лашон ара? К человеку, который ищет в другом плохое, свыше относятся точно так же: тоже ищут в нем плохое. Мы знаем, что у каждого из нас есть хорошие стороны и есть, увы, недостатки, и каждый из нас предпочитает, чтобы окружающие видели наши достоинства. Однако, если мы в основном замечаем недостатки и слабости ближнего, Всевышний поступает точно так же и с нами. Получается, что дурными речами о ком-то другом мы привлекаем внимание Всевышнего к нашим собственным порокам и плохим поступкам.
Хафец Хаим иллюстрирует этот принцип, на примере разрушения иерусалимского Храма. Талмуд пишет, что глубинной причиной этого разрушения было плохое отношение евреев друг к другу: они слишком строго судили друг о друге, не знали снисхождения, забывая о прощении, милосердии и уступчивости. Но на первый взгляд, в то время евреи совершали и другие, гораздо более серьезные грехи! Почему же Талмуд выдвигает на первый план именно эту причину?
Да, евреи и грешили, и грехи их были очень серьезны, говорит Хафец Хаим, но пока они прощали друг друга и уступали друг другу, небеса вели себя с ними так же. Когда евреи стали нетерпимы друг к другу, небеса стали нетерпимы к ним – мера за меру.

П. Альтман

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*