ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
7
СЕНТЯБРЬ

Сегодня 12 элула

Недельная глава Ки Таво

Афтара - Йешаяу 60 1-22

Шмуэль Рабинович, раввин Стены Плача, окончание

Шмуэль Рабинович, раввин Стены Плача, окончание

Часть первая — Врата милосердия

- Меня лично – и я думаю, что и большую часть наших читателей – очень интересует история Стены Плача с момента разрушения Храма…

- Стена Плача – это западная стена Храмовой горы. Это – не стена самого Храма. Еще сто лет тому назад в иудаизме были разные мнения, можно ли вообще приближаться к Стене Плача. По одному из них – нельзя, поскольку, возможно, это Храмовая стена, а это уже чревато нарушением закона Торы. Сегодня после всех раскопок, когда выяснились истинные размеры стены (488 м в длину), нет никаких сомнений, что это – не стена Храма, а лишь Храмовой горы.

- И кто ее построил?

- Предположительно – Ирод. Скорей всего в его планы входило расширение границ Храмовой горы. Не забывайте, что Храмовая гора – это гора со всеми вытекающими последствиями: чтобы что-то построить на ней, ее необходимо разровнять. Это – то, что собирался сделать Ирод. Таково, по крайней мере, мнение большинства исследователей.

Но говорится в наших источниках, что ее основы заложил царь Давид. А то, что построил Давид – никогда не будет разрушено.  Наши благословенной памяти мудрецы утверждают, что любое действие Моше и Давида остается навечно. Тора Моше не меняется. Моше не вошел в Землю Израиля, потому что иначе не наступило бы изгнание. Царство дома Давида – живо и вечно. Давид не построил Храм, потому что иначе Храм был бы неразрушимым.

Но Стена Плача, заложенная царем Давидом, пережила все бои, войны, землетрясения  и осталась с нами навеки. В Каирской гнизе находится документ, 1000 лет тому назад посланный иерусалимцами жителям Каира, о том, как они молились в синагоге недалеко от Стены Плача, и произошло землетрясение, от которого, к счастью, никто не пострадал, но денег на то, чтобы отстроить у них не было.

Это – самое близкое место к Святая Святых, которая находилась в западной части Храма. Веками евреи возносили сюда свои молитвы.

- Но с южной стороны тоже есть стена.

- Она – ее большая часть — была построена позже. Турками. 450 лет тому назад. В Стене Плача тоже есть участки, достроенные мусульманами. Высота – изменчивый параметр в данном контексте. Там, где гора выше – на севере — сама стена ниже. На юге гора пониже, и стена, соответственно, выше.

- И все это построил царь Давид?

- Никто не знает точно, что подразумевается под этими «основами»: имеется ли в виду фундамент, то, что находится под землей, или первые ряды над землей, и до какого уровня. Скорей всего все-таки то, что находится под землей.

- А не гигантские камни?

- Мне попадалось и такое мнение, но его нельзя назвать господствующим. Большинство все-таки полагает, что речь идет об эпохе Ирода. Тем более, что в эпоху Первого Храма не было принято строительство из таких уж больших камней.

Средняя высота каждого камня древней кладки – порядка метра.  Над ними – четыре ряда гладких камней. Там средняя высота камня – 0.7-.0.85 м. Выше – еще более поздние кладки. Ходят непроверенные слухи, что верхние ряды были надстроены известным еврейским меценатом и общественным деятелем из Англии – сэром Моше Монтефиоре, чтобы защитить евреев от града камней с Храмовой горы. Исторических документов, подтверждающих этот факт, мне не попадалось. Равно как и опровергающих его.

Зато точно известно, что самые верхние ряды Стены Плача были надстроены арабами по приказу иерусалимского муфтия, чтобы наглядно и символически показать всем, кто здесь хозяин. Было это в 1924 году, когда жаркие споры по поводу прав на Стену Плача разгорелись с новой силой.

- И даже после разрушения Храма Стена Плача оставалась открытой на всеобщее обозрение?

- Понятие «Стены Плача» как места молитвы существует для евреев, по крайней мере, последнюю тысячу лет.

Где молились? На эту тему тоже есть разногласия. Сторонники поднятия на Храмовую гору утверждали, что молитвы вообще проходили на самой Храмовой горе. Противники утверждают, что такого не было и быть не могло. Как бы то ни было, нет никаких сомнений в том, что Стена Плача – западная стена – самая близкая точка к Храму, до которой мы сегодня можем добраться.

 Сразу после разрушения Храма Стена осталась нетронутой, открытой взору. Однако позднее была засыпана мусором. О том, что случилось дальше, существуют две версии. Одну из них приводит раввин-кабалист, раби Ицхак бен рав Йосеф Хило в книге Тропы Иерусалим (Швилей Йерушалаим). Если хотите, могу процитировать.

- Конечно!

- «За наши грехи на месте Храма сегодня стоит мечеть, построенная царем Ишмаэлитов, отвоевавшим Землю Израиля и Иерусалим у необрезанных. И так было дело: царь, поклявшийся отстроить руины Храма, если Творец даст ему в руки Святой Город, потребовал от евреев открыть ему местонахождение тех руин, поскольку необрезанные из своей ненависти к народу Всевышнего превратили их в мусорную свалку так, чтобы никто более не узнал их.

И был там один старец, который сказал царю: «Если царь поклянется, что оставит Западную Стену, я открою ему местонахождение руин Храма».

Царь тут же поклялся выполнить его просьбу. Старец открыл ему место руин Храма под горой мусора, и царь разобрал этот мусор, потом лично полностью очистил руины, а затем все перестроил заново кроме Западной Стены. И построил там прекрасный чертог, посвятив его своему богу. Это – Стена Плача, находящаяся напротив мечети Омара ибн Аль-Хаттаба. И это – Врата Милосердия».

Часть вторая — Камни, корни и золотые монеты

- Врата Милосердия?

- Да, так называли это место в свое время. Помните, что говорит наш праотец Яаков, просыпаясь на горе Мория? «Не иначе, как дом Всевышнего это, и это – ворота небес»[1]. И комментирует Раши: «ворота небес» — место, откуда молитвы поднимаются к небесам. То же самое пишет Рамбан.  И Сфорно пишет про лестницу Яакова, что по ней поднимаются молитвы напрямую к Творцу. Виленский Гаон пишет в письме своей матери: «Если я удостоюсь быть в Святом городе Иерусалиме, у небесных ворот, я помолюсь за тебя, как и обещал».

- Отсюда, по-видимому, и традиция о том, что молитвы у Стены Плача доходят напрямую до Престола Всевышнего?

- Скорей всего. Великий кабалист, рав Ицхак Пархи, да будет память праведника благословенна, пишет в книге Тов Йерушалаим, что нам известно, что молитва у Стены Плача никогда не бывает впустую, поскольку Б-жественное Присутствие не оставляет это место.

- И поэтому евреи всегда молятся в сторону Иерусалима, а в Иерусалиме – в сторону Стены Плача?

- Совершенно верно. Мабит пишет[2], что когда человек обращается к кому-то, он смотрит в его сторону. А так как молитва – это беседа с Творцом, нужно обращаться в сторону Б-жественного Присутствия – Стены Плача. Ребе из Слонима, автор Нетивот Шалом, да будет память праведника благословенна, говорил, что в наше время мы вообще не можем по-настоящему обращаться к Всевышнему во втором лице – «Благословен Ты» — кроме как у Стены Плача, где Его присутствие осталось неизменным. И многие праведники свидетельствуют, что в этом месте их охватывают особые чувства.

- Духовного и душевного подъема?

- Конечно. Но не только. Вижницкий ребе, автор Имрей Хаим, да будет память праведника благословенна, говорил, что у Стены Плача человек может ощутить свое ничтожество. И находил подтверждение этому в наших источниках. Сказали наши благословенной памяти мудрецы[3]: «Каждый, в ком есть наглость – Святой, благословен Он, говорит: «Мы с ним не можем находиться вместе на свете». А поскольку Стена Плача – место постоянного присутствия Творца, там человек лишается наглости, гордыни.

- Но вернемся к истории с очищением Стены Плача от мусора. Вы говорили, что есть альтернативная версия?

- Да, эту известную историю приводит раби Моше Хагиз в своей книге Эле масаэй, который приводит ее со слов арабских ученых. История связана с султаном Сулейманом, который после завоевания Иерусалима построил здание суда северней того места, где находилась заброшенная мусором Стена Плача. Однажды, находясь в здании суда, он заметил под окном следующую картину: старушка-христианка выбрасывает мусор прямо под его окнами! Можете себе представить, как разгневал его этот наглый поступок. Он срочно позвал стражу, которая схватила старушку и привела к нему для допроса. Старушка поспешила извиниться, заявив, что своим поступком она совершенно не собиралась задеть чувства султана, а всего лишь выполняла дань традиции: в свое время римляне, разрушив Храм, но, не уничтожив его память, повелели каждому приносить сюда по мешку мусора, чтобы окончательно забросать им это место. И так из года в год изо дня в день иерусалимцы сбрасывают сюда мусор, жители окрестностей – два раза в неделю, а те, кто живут совсем далеко – хотя бы раз в месяц. Сама девяностолетняя старушка, как оказалось, живет на расстоянии двух дней пути. Тем не менее, она не преминула выполнить «традиционную заповедь предков».

Султан Сулейман организовал расследование, и действительно – многие люди, особенно потомки тех самых римлян, приходили выбрасывать сюда мусор.

- В каком году это было?

- Иерусалим был завоеван султаном Салимом в 1517, который пробыл здесь несколько дней и передал власть над городом своему сыну Сулейману.

- Но чем же закончилась эта история?

- Султан издал два приказа. Один – под страхом смертной казни запрещающий выбрасывать сюда мусор. Второй – обращенный к тем, кому дорого желание царя (а кому не дорого желание царя, от которого зависит твоя жизнь?), с тем, чтобы помочь в разгребании мусора. Сам султан взял в руки грабли и личный примером начал чистку мусора. Ну, а видя, как работает султан, кто останется равнодушным?

- Знакомая картина… Идея субботников, подхваченная еще у египетского фараона?

- В отличие от своих предшественников и последователей султан не ограничился этим чудодейственным приемом, но решил ускорить работу, прибегнув и к другому, не менее эффективному методу, а именно – тайком разбросал монеты по кучам мусора. Ну и люди в поиске монет, считая их древним кладом, начали копать с усиленным рвением. Так, в работах участвовало более десяти тысяч людей, и за тридцать дней Стена Плача показалась в том виде, в котором мы все можем любоваться ею сегодня.

- Так заодно было положено начало археологическим раскопкам? Кстати, они еще продолжаются?

- Постоянно! И мы не открываем камни – мы открываем корни! Сюда приходят евреи, чтобы открыть свои истоки, корни, прошлое. Они начинают понимать свое место в общей цепочке славных поколений народа Израиля. Понимать, что их история началась не вчера-сегодня, а исчисляется тысячелетиями! Эти камни открывают евреям их корни!

Часть третья — Особый шарм

- С тех пор евреи могли уже спокойно молиться у Стены Плача?
- За «умеренную плату». Имеются свидетельства, что в середине девятнадцатого века за право приближаться к Стене Плача евреи должны были заплатить шестьдесят тысяч талеров! Огромная сумма для того времени.
Поймите, Стену Плача от близлежащего арабского района Муграбим разделяли считанные метры – площадка длиной 28 м и шириной 3 м 60 см — и забор высотой около трех метров. И во избежание помех молитве со стороны местных жителей евреи должны были откупиться щедрой монетой.
- А выкупить Стену Плача евреи не пытались?
- Пытались, еще как пытались! И сэр Моше Монтефиоре, и барон Эдмонд Ротшильд. Последний даже предложил арабам скупить их дома с тем, чтобы снести их, расширив подход к Стене Плача, а вместо этого построить арабам новый район за пределами городских стен. Но все эти детальные предложения срывались буквально в последнюю минуту.
- Сегодня этого района не существует?
- После шестидневной войны местные домовладельцы оставили свои шаткие домишки, что, в самом деле, позволило снести их, тем самым расширив площадь непосредственно перед Стеной Плача. Это случилось за два дня до праздника Шавуот. В тот, 67-й год здесь собралось 200 тысяч людей!
- Двести тысяч! Уму непостижимо! К слову сказать, заранее прошу прощения за свой, возможно, бестактный вопрос, но Вам не кажется, что с существующим наплывом посетителей то, что происходит у Стены Плача, больше напоминает рынок, чем место молитвы?
- Да это же и есть особый шарм, уникальность Стены Плача! Не формализм, а ощущение, что каждый тут дома! Не важно – ашкеназ ли ты, сефард, и где была твоя страна исхода! Не важно, сколько денег у тебя на счету. Ты – еврей! Ты – дома! Здесь все равны.
- Но каков статус Стены Плача? Как у синагоги?
- Понятно, что площадка у Стены Плача – самая большая синагога в мире.
- Понятно? Но это же открытое пространство…
- Это не имеет значения. Оно огорожено. Оно предназначено для проведения молитв. Там можно молиться по всем мнениям, и там люди молятся. 24 часа в сутки. Со всего мира. Нет никаких сомнений, что на него распространяется святость синагоги. Так было всегда.
- И раввин Стены Плача – раввин этой действующей синагоги?
- Да. Еще до провозглашения Государства Израиль в 48-м году англичане назначали раввинов Стены Плача.
- А что представляет собой Ваша должность? Что в нее входит?
- Должность раввина Стены Плача оговорена в законе. Что можно, что нельзя в этом месте – все решает раввин Стены Плача. В мою задачу входит забота о том, чтобы все здесь соблюдалось должным образом. Любое мероприятие у Стены Плача требует разрешения местного раввина – церемонии, встречи любого уровня, общественные молитвы. Туристы, миллионеры, политики – все стекаются сюда. Стену Плача посещают примерно семь миллионов человек в год.
- И нет проблемы с тем, что немалая часть туристов – не евреи?
- Когда в Иерусалим приехал наследник английской короны – будущий король Эдуард Седьмой – его встречали у Стены Плача благословенной памяти праведники – рав Хаим-Давид Хазан, рав Меир Оербах и рав Шмуэль Салант.
Да что там! Когда царь Шломо воздвигнул Храм, он молился, чтобы всякая молитва, всякая просьба была здесь услышана. Даже у неевреев, пришедших издалека. Потрясающая молитва! Почитайте: Первая Книга Царств, восьмая глава. И Всевышний отвечает: «Мои глаза и Мое сердце будут там все дни». Присутствие Творца в этом месте – постоянно, неизменно. Даже когда разрушен сам Храм. Поэтому евреи молятся здесь 24 часа в день 365 дней в году.
Мы объясняем высокопоставленным гостям о значении этого места, об особом отношении к нему евреев, о причинах этого. Поясняем, «что это за покачивания», как евреи молятся, что именно они просят. Мне кажется, достаточно одного визита сюда, к Стене Плача, чтобы понять и осознать, почему евреи никогда не потеряли связь со своей столицей Иерусалимом, почему Иерусалим – наш вечный город, живущий в наших сердцах.

Часть  четвертая — Путин, Обама, Клинтон и другие

- Вопрос, разделяют ли высокопоставленные гости Вашу оптимистичную точку зрения?

- Вот, два месяца тому назад у нас побывал Клинтон. К вящему неудовольствию его телохранителей, которые совсем не были готовы к этому, поскольку визит сюда не входил в официальную программу. В туннели при Стене Плача они его вообще не хотели пускать – слишком опасно, но он настоял на своем: ему интересна история. После этой экскурсии он заявил, что теперь понимает, почему евреев никогда никому не сдвинуть отсюда.

- Но, в принципе, посещение Стены Плача входит в стандартную программу официального визита высокопоставленных лиц в Израиле?

- Как правило. Папа римский всегда просит посетить Стену Плача. Соперник Обамы на прошлых выборах – Джон Маккейн – побывал тут и до выборов, и после. По его словам, он каждый раз радуется, наблюдая новые вещи в Старом Городе.

А вот у Путина визит к Стене Плача тоже не был запланирован. Но он тоже заявил в последнюю минуту, что собирается сюда приехать. И опять, как в случае с Клинтоном, охранники не были готовы к такому. Согласились на компромисс: Путина привезут в машине, и он из нее не выйдет. Но он никого не стал спрашивать, сам вышел из машины, задавал вопросы, интересовался. И было видно, что он остался очень доволен.

А вот с Обамой вышла накладка. Точнее, с его запиской. Обама приехал к Стене Плача в пять утра с готовой запиской, положил в щель между древних камней. Но, как мы неоднократно повторяли, у Стены Плача 24 часа в сутки находятся люди. Один такой предприимчивый парень высмотрел, куда именно заложил Обама свою записку, дождался его ухода, вытащил ее и поспешил продать  в антикварную лавку. Он только не учел работу скрытых камер. Так, полиция поймала его вместе с запиской, которую вернули на место. Юридический советник, конечно, требовал возбудить уголовное дело. Чем там все кончилось, мне пока не известно. Знаю, что дело еще не закрыто.

- И никто не следит, чтобы записки высокопоставленных лиц не были украдены и не стали достоянием общественности?

- Конечно, следят! Следят за каждой такой запиской. Просто теперь будут следить еще тщательней.

- А если гости захотят посетить не только Стену Плача, а и Храмовую гору?  Понятно, что это – не в Вашей компетенции, но все же – как на это реагировать?

 - Во времена существования Храма, народам мира было запрещено заходить дальше определенного места Храмовой горы. В 1871 году французскими археологами был найден камень с начертанной на нем надписью на греческом, что тому, кто зайдет за ограждение, положена смертная казнь.

В наше время, когда мы не обладаем точной информацией о местоположении разных помещений Храма, по еврейскому закону, запрещено подниматься на Храмовую гору, и мы должны приложить все усилия и старания, чтобы воспрепятствовать этому. В частности, стимулировать туристические визиты мусульман – было бы неверным шагом, поскольку их основная цель визита была бы как раз подъем на Храмовую гору.

- Да, ничего не скажешь: интересная у Вас должность.

- И все же не это я считаю главным в своей деятельности.

- Не это? А что же тогда?

- Все же самым главным в деятельности раввина Стены Плача я считаю то, что он возглавляет Фонд Наследия Стены Плача. Так, в мою задачу входит довести до ума и сердца каждого еврейского подростка значение и значимость этого святого места, чтобы Западная Стена стала частью его сознания, его стремлений, чтобы каждый еврей чувствовал себя звеном в древней, еврейской цепочке, которая началась с нашего праотца Авраама. И Стена Плача, таким образом, связывает каждого еврея с его еврейством. Педагогическую, воспитательную миссию я считаю самой главной в деятельность  раввина Стены Плача.

Часть пятая — Нет ошибочных обычаев

- А есть какие-то особые обычаи, связанные со Стеной Плача?

- На эту тему я написал целую книгу. Есть древние обычаи, есть и новые. Самый известный – пресловутые записочки с пожеланиями, которые кладут в щели между камней. Обычай, восходящий к святому Ор Ахаиму. Трехсотлетней давности.

Рав Шломо из Звиля очень строго придерживался обычая постоянной молитвы с какой-либо конкретной просьбой у Стены Плача на протяжении сорока дней подряд. Ребе Раяц – предыдущий любавический ребе, рав Йосеф-Ицхак, специально надевал новую одежду, чтобы наилучшим образом выполнить заповедь траурного надреза на одежде при виде Стены Плача.

Как делать надрез на одежде? Где становиться на молитву? Можно ли пройти перед молящимся у Стены Плача? Есть очень много законов и обычаев, связанных с этим уникальным святым местом. Много традиций. В книге порядка 500 страниц.

- Но бывают и ошибочные обычаи?

- Еврейские обычаи – это часть Торы. Все. Я не отвергаю ни один обычай. Еврей верит во что-то, его намерения – чисты и возвышены? Всевышний слышит его молитву! Это – то, что Он любит: еврейскую веру, наивность, простодушие, цельность. Нельзя относиться к таким вещам свысока. Уж точно не у Стены Плача.

- Я слышал, что не так давно евреи Украины пожертвовали Стене Плача несколько Свитков Торы?

- Да, семь Свитков Торы. Геннадий Боголюбов и другие члены общины Днепропетровска рава Шмуэля Каминецкого. Геннадий Боголюбов – вообще особенный человек. Он очень много вложил в Стену Плача, в археологические раскопки, в синагогу напротив Святая Святых – Арон акодеш, Свитки Торы. Это – большая честь: пожертвовать что-либо Стене Плача. Но такие акции – очень редки.

Говорится в наших источниках про Бецалеля, строившего переходной Храм «обдумывать мысли золотом, серебром и медью». Как это можно «обдумывать мысли» не головой, а драгоценными металлами? И золото, серебро и медь не «обдумывать» надо, а давать! Но в том-то и дело, что давать надо с умом, с мыслью, с чистыми намерениями, с любовью! Такие пожертвования мы получаем.

- А если пожертвование захочет сделать богатый нееврей?

- Запрещено евреям брать пожертвования у откровенных идолопоклонников. Особенно самим протягивать руку за подаянием — это уже попахивает явным осквернением Имени Творца. Даже расставлять Святые Книги – Псалмы, молитвенники – лучше делать, не прибегая к помощи нееврев.  А по мнению некоторых авторитетов, даже подметать в синагогах, заниматься ее чистотой и убранством, евреям следует самостоятельно, выражая тем самым свою любовь и самоотверженность по отношению к Торе, к дому моления и учения. Как священники в Храме, да будет он скорее отстроен!

- Но кроме евреев на Иерусалим претендуют и другие народы мира. Вы не ощущаете постоянные трения?

- Трения возникают. Обстановка – очень чувствительная. Приходится вести себя очень осторожно, не задевая чужие чувства, чтобы иметь возможность жить в этом городе вместе. Но нужно помнить и знать, что взаимоуважение – возможно. Совсем не обязательно друг другу досаждать. Можно жить в мире.

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>