ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
19
ФЕВРАЛЬ

Сегодня 10 адара I 5776

Глава Тецаве

Мера за меру (Бо)

Мера за меру (Бо)

В жизни мы часто видим, как многие из современных олигархов разбогатели нечестным путем. В мире это почти считается непреложным принципом: «Разбогатеть можно лишь благодаря махинациям и обману!». Однако, в некоторых странах правосудие все-таки вершится, и обманщики попадают на скамью подсудимых, получая длительные сроки. Вспомним Меддофа, глав компаний Ernon и WorldCom. Для некоторых это может послужить иллюстрацией того, что обманщика, в конце концов, ждет крах, ибо, обманывая других, человек, прежде всего, обманывает себя.
Если обманывать нехорошо, то почему же Всевышний обратился с призывом к евреям, чтобы
они сделали, на первый взгляд, нечестный проступок, обманом попросив у египтян золото и серебро? Можно было бы ответить, что, с точки зрения истины, евреи взяли то, что им причиталось. Талмуд рассказывает, что египтяне предстали однажды перед Александром Македонским, требуя от него, чтобы тот потребовал у евреев возвращения золота, которое они одолжили во время Исхода. Тогда им было предложено подсчитать, сколько денег египтяне должны евреям за то, что их предки поработили целый народ, заставив их бесплатно трудиться. Вопрос был исчерпан.
Но если так, то почему евреи «попросили» египтян дать им золото в долг, а не потребовали оплаты своего рабского труда? Почему Всевышний попросил евреев перехитрить египтян?
Виленский Гаон объяснял, что с помощью этого приказа Творец претворял принцип «мера за меру». Евреи должны были перехитрить египтян, потому что Фараон стремился перехитрить евреев – как сказано в начале книги Шмот: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал народу своему: «Вот народ Израиля многочисленнее и сильнее нас, давайте перехитрим его».
Немного истории. Евреи в Египте были родственниками Йосефа — главного министра, который спас Египет от голодной смерти. В знак благодарности за это двести десять лет назад до Исхода прежний Фараон подарил евреям землю Гошен. Как же можно было превратить евреев в рабов? Хитростью! Тора рассказывает, что новый царь «не знал Йосефа», то есть не хотел признать его заслуги и, следовательно, права его потомков. Вместо этого Фараон решил поработить евреев и ограничить их численность хитростью.
Талмуд рассказывает, что царь объявил о всеобщих работах (первом субботнике), сам вышел на работы и таскал камни. Лояльные евреи вышли на помощь фараону. Когда они втянулись в работу, царь и его слуги исчезли, приказав евреям продолжать работать. В дальнейшем царь продолжил «хитрить» с евреями, приказав еврейским акушеркам убивать новорожденных мальчиков. Затем он послал своих солдат в еврейские дома, чтобы те топили новорожденных мальчиков.
И тут «мера за меру» проявила себя в первый раз: благодаря этим «хитростям» трехмесячный Моше попал во дворец Фараона, познал империю зла изнутри и в дальнейшем сам «перехитрил» Фараона. И впоследствии тот, кто отдал приказ топить еврейских детей, утонул сам.
Обратим внимание на нюанс. Почему Моше просит Фараона отпустить евреев только на три дня? Или почему когда Всевышний обращается к евреям с заповедью взять золото, Он использует слово «пожалуйста»? Потому что сами евреи не хотели обманывать египтян! – объясняет Виленский Гаон. Однако, Всевышний приказывает Моше просить евреев об этом, чтобы в самом начале борьбы за Исход были посеяны семена великой развязки – развержения моря и гибели египтян.
Ровно через три дня после Исхода египтяне бросились в погоню за евреями, чтобы ограбить и убить их, ибо бывшие рабы не возвратились с их золотом. Настигнув их у моря, египтяне увидели, что море расступилось. Почему же египтяне вошли в море вслед за евреями в распахнутую смертельную ловушку? Из-за жадности, стремясь заполучить свои богатства обратно. Всевышний не подталкивал их, но жадность наказала египтян. Просьба о трех днях оказалась хитростью, направленной Всевышним против хитреца Фараона, а золото – своеобразным «сыром в мышеловке».
Об этом следует помнить каждому, когда видим что-то, что «плохо лежит». Ибо легкая нажива, как и бесплатный сыр, бывает только в мышеловке! Тора дала нам урок, что если кто-то обманывает других, то Всевышний, в конце концов, обернет этот обман против него самого. Тот, кто наносит ущерб другим, потерпит крах, ибо что посеешь, то и пожнешь! Но «мера за меру» имеет и положительную сторону: тот, кто искренне стремится к благополучию и удаче других, сам заслужит благополучия и удачи!
Р. Арье Кацин

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>