ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
10
ФЕВРАЛЬ

Сегодня 21 Шват 5775

Недельная глава Мишпатим

Афтара Ирмеягу, гл.34, ст.8-22; гл.33, ст.25-26

Удачная находка (Микец)

Удачная находка (Микец)

Тора рассказывает об эпизоде, когда братья возвращались из Египта и вдруг на стоянке обнаружили, что серебро, которое они уплатили за зерно, лежит в их котомках. Говорит Тора: «И заметалось сердце их, и испугались они» (Берешит 42:28).
А в мидраше по этому поводу сказано так: «Сказал рав Леви: родоначальники колен нашли находку, и написано «и заметалось сердце их, и испугались они». Тем более мы, потерявшие раби Симона бар Завди – должны себя так чувствовать», Ялкут Шимони, Микец, 148.

Попробуем разобраться, что же пытался сказать этим рав Леви. Но давайте сначала вообще запишем мидраш понятным нам языком, а потом посмотрим, какова его логика мидраша. Говорит мидраш: родоначальники нашли «находку» — деньги в своих котомках. По идее, это должно было их радовать. Тем не менее, продолжает мидраш — написано, что испугалось сердце их. А, значит, продолжает мидраш, у современников раби Симона бар Завди после кончины последнего тем более есть повод для страха. Вот такая логика. Мидраш как бы говорит: если люди, с которыми случается хороший случай, волнуются, то тем более у тех, кому встретился плохой случай, есть повод для беспокойства и волнений.

Но логика мидраша не очень понятна. В нем нет той логики, которую мы только что видели в стихе Торы. Нашли деньги. Разве это так здорово? Это ведь та еще находка. Братья Йосефа не могли не понимать, что за такую «находку» им может грозить реальная опасность в форме обвинений в попытке ограбления, расхищения Египта со всеми вытекающими последствиями. Радоваться тут уж явно нечему. Если смысл таков, тогда логика мидраша рушится. Что же делать?

Но ключ к пониманию заключается в том, что когда Всевышний выносит человеку приговор, он посылает ему предварительные знаки-знамения. Когда человек что-то делает, и с ним что-то происходит, это может служить ему знаком, чем все дело кончится.
И вот родоначальники колен – братья Йосефа — находят у себя подложенные деньги. И понимают, что все могло быть значительно хуже. Ведь с тем же успехом им могли подкинуть и какой-нибудь труп, и тогда уж, в случае кровавого навета, как известно, не обойтись одним лишь легким испугом. Но как бы то ни было, найти у себя лишние деньги – всегда приятно. Есть в этом что-то «подкупающее», даже сознавая, что, в конце концов, придется расплатиться. Да, подлог ничего хорошего не предвещает, но его содержание (точнее форма) вселяет оптимизм, все-таки не все так уж страшно.

И об этом говорит мидраш: если даже такой сравнительно добрый знак, такая «находка», в которой есть доля оптимистической надежды, вселяет тревогу в сердце, что же говорить об эффекте, который должна производить на современников кончина такого великого мужа, как раби Симон бар Завди?

В самом деле, присмотревшись ко всей этой истории взаимоотношений Йосефа-правителя с братьями, мы увидим интересную закономерность: при всем запугивании Йосеф не стремится навредить братьям физически. Никаких пыток, побоев. И даже когда они хотят вернуть деньги, он не берет их назад: «Нет-нет, это – ваши деньги». А когда он просит их привести Биньямина? На какие крайние меры он решается? На три минуты послать Шимона в тюрьму? Создать ему там условия пятизвездочного отеля? Все эти знаки открывают истинные намерения Йосефа по отношению к братьям. Он не хотел им никакого зла. В его планы входило только одно: привести их к полному раскаянию.

Научившись различать подобные знамения в наших повседневных событиях, мы все можем лучше ориентироваться в своей собственной жизни. И это – лучшая находка, которую каждый из нас может найти для себя за всю свою жизнь.

Рав Шимшон-Давид Пинкус

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>