ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
10
ФЕВРАЛЬ

Сегодня 21 Шват 5775

Недельная глава Мишпатим

Афтара Ирмеягу, гл.34, ст.8-22; гл.33, ст.25-26

Можно ли просить помощи от людей? (Микец)

Можно ли просить помощи от людей? (Микец)

Я долго не мог постичь смысла комментария наших мудрецов на первый стих недельной главы Микец: «И было, как закончились – מִקֵּץ – два года», с которого началось, с головокружительной быстротой, вознесение Йосефа с самого дна общества, рабства, тюремной ямы, на должность премьер-министра. Комментарий (Мидраш Берейшит Раба 89:3) на этот стих говорит, что Всевышний добавил Йосефу два дополнительных года за то, что он попросил министра виночерпиев походатайствовать у фараона о своем освобождении из тюрьмы. Согласно смыслу комментария, Йосеф должен был полностью полагаться на Б-га, а за то, что обратился за помощью к человеку, получил еще два года тюрьмы. И я никак не мог понять, как же мне теперь быть самому, если, не дай Б-г, окажусь в тяжелом положении? Получается, что нельзя просить людей о помощи, а нужно только молиться?

По прошествии времени пришло понимание, что Йосеф был в особой ситуации. Как рассказывается в предыдущей недельной главе, еще юношей он увидел пророческий сон, из которого понял, что ему уготовано особенное будущее. И действительно, как мы видим из Торы, вся его история была связана с прямым вмешательством Провидения: рука Всевышнего бросила его в Египет, провела через всевозможные испытания и, в конце концов, вознесла его до величия царя самого крупного и важного государства тех времен.

Весь этот путь Йосеф должен был проделать, чтобы подготовить почву для будущего Египетского изгнания, которое сделало из семейства Яакова еврейский народ. Всевышний строил судьбу Йосефа день за днем, шаг за шагом. Вмешательство человека в этот процесс, даже такого праведника, как Йосеф, было подобно вмешательству плотника в процесс создания сверхбольшой интегральной схемы. Дополнительные два года в тюрьме не были наказанием – столько времени потребовалось, чтобы все вернуть на свои места.
Но хоть и была ситуация Йосефа особенной, для нас она должна быть уроком. Есть две крайние, неверные с точки зрения иудаизма, жизненные позиции: с одной стороны фатализм – вера в неизбежность судьбы, рок; с другой стороны – характерная фраза американского философа-бизнесмена: «Человек не может знать своего будущего, но он может его построить».

Еврейская точка зрения находится посередине – человек действительно строит свое будущее, но не сам, а с помощью и участием Всевышнего.Это важно понимать – есть важная сила, которая иногда нам помогает, а иногда она против наших планов. Главное – она всегда хочет нам добра и с нею нужно считаться.
Рав Ури Калюжный ukaluzhny.livejournal.com

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>