ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
15
НОЯБРЬ

Сегодня 3 кислева 5776 год

Глава Ваеце

Крик души (Толдот)

Крик души (Толдот)

И вскричал он криком великим и горьким» (Берешит 27:34)

«Один крик вызвал праотец наш Яаков у Эсава. Когда ему отомстилось? В столице Шушане» (Мидраш).

Один из центральных эпизодов нашей не дельной главы – получение Яаковом благословения своего отца Ицхака. Звучит, как семейная идиллия, но не тут-то было. Дело в том, что сам Ицхак эти благословения предназначал другому сыну, Эсаву.

Итак, дожив до 127 лет, ослепший Ицхак призывает к себе Эсава с тем, чтобы тот наловил добычи и приготовил из нее любимые яства для отца, после чего будет благословлен. Ривка, мать Яакова и Эсава, узнав об этом, говорит Яакову, чтобы тот, воспользовавшись моментом, опередил брата и пришел к отцу за благословением. Чтобы Ицхак не заметил подмены, Ривка снабжает Якова яствами, которые приготовила сама. Однако существует серьезный камень преткновения – Эсав знаменит своей волосатостью, и даже если Ицхак из-за своей слепоты неспособен отличить братьев на вид, он сразу отличит их на ощупь. И тогда вместо благословения Яакова могут ждать отцовские проклятия…

Ривка успокаивает сына: «На мне твое проклятие, сын мой! Только послушай голоса моего…», одевает его в хранящиеся у нее одежды Эсава и облачает его руки и шею в козлиные шкуры. И хотя Ицхак начинает сомневаться, которого из сынов он благословляет: «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава», Яаков все-таки удостаивается получить благословения отца.

Как только Яаков благословлен и уходит с миром, на его место является Эсав. «И вострепетал Ицхак безмерно великим трепетом, и сказал он: Кто же и где тот,… кого я благословил? И да будет он благословен!» И тут Эсав, испытывая сильнейшую душевную боль, не выдерживает «и вскричал он криком великим и горьким».

Возникает вопрос: ведь добиваясь благословения Ицхака, Яаков действовал не ради себя. Он выполнял заповедь почитания своей матери Ривки, действовавшей на основе пророчества. Кроме того, он был обязан совершить это поступокна благо своих потомков, чтобы обеспечить благословением еврейский народ.

Тем не менее, и он сам, и его потомки были жестоко наказаны за причиненную Эсаву душевную боль, вплоть до указа Амана «истребить, убить и погубить всех евреев» (Эстер 3:13). И это притом, что сам Эсав был злодеем! Как же так?

Все это служит нам серьезным, злободневным уроком – что значит обидеть, причинить боль другому человеку, сотворенному по Б-жественному Образу и Подобию. Любой человек, еврей он или нет, был сотворен, чтобы жить, а не чтобы мучаться. Устная Тора учит, что того, из-за которого наказан другой человек, не подпускают к престолу Всевышнего. Все потому, что тот, кто причиняет другому зло, подобен орудию казни. А орудие наказания наказывается. Это мы видим на примере смертной казни, когда по закону веревку хоронили вместе с повешенным.

Речь идет даже о том, кто причинил зло не специально. Что же говорить о том, кто специально, «по собственному желанию» обижает другого, причиняет ему боль своими словами или поступками?

Счастлив тот, кто своими поступками удостаивается быть посланником Творца, но лишь тогда, когда он служит посланником добра и счастья, а не орудием наказания и мести. И об этом говорит мидраш: «Один крик вызвал праотец наш Яаков у Эсава. Когда ему отомстилось? В столице Шушане».

Рав Реувен Грозовски

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>