ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
11
НОЯБРЬ

10 хешвана 5777
Глава лех леха

Путь Авраама (Лех леха)

Путь Авраама (Лех леха)

Известно, что Авраам до того, как был избран родоначальником еврейского народа, прошел десять испытаний. Тора не говорит об испытаниях обычного человека – речь идет об испытаниях крупных, программных. И среди них выделяется голод: «И начался голод в земле [Кнаан, современный Израиль], и спустился Авраам в Египет, пожить там, потому, что тяжел был голод в земле [Кнаан]» (Берешит 12:10).

Как утверждает Мидраш Раба 40:2, этот голод был для Авраама тяжелым испытанием. Похоже, однако, что испытание было не столько экономическим, а, как объясняет рав Йонатан Айбшиц в своем комментарии на Тору «Тиферет Йонатан», больше идеологическим.

В чем же заключалось это испытание? Нет в Торе определенного объяснения, кто такой Авраам и почему именно он был выбран Б-гом из всего человечества. Некоторые считают, что он был избран потому, что осознал существование Творца и его Провидения. Однако, как объясняет раби Нафтали Цви Берлин – НАЦИВ, не в этом истинная причина – ведь в те времена было еще много людей, знающих о Творце: например, Шем и Эвер, сыновья Ноаха, лично пережившие потоп. Они даже основали целую школу, в которой преподавали Тору избранным, Тору, которую лично выучили чуть ли не от самого Адама или от его непосредственных учеников.

Авраам тоже учился у Эвера, и это одно из объяснений, почему его стали называть Авраам Аиври, отсюда, кстати, и современное слово «евреи». Особенностью Авраама, философской доктриной, которая вывела его из стен Академии Шема и Эвера и стала делом его жизни, было осознание того, что Тора и служение Б-гу не должны оставаться уделом лишь узкого круга избранных учеников, а предназначены для блага всего человечества. Поняв это, он начал путешествовать по миру, призывая людей бросить идолопоклонство и служить Всевышнему. Поэтому, очевидно, он и был избран стать родоначальником народа, призванного привести человечество к этой цели.

Но на этом пути его ждали тяжелые испытания. Например, когда он попал в землю Кнаан и, очевидно, убедил-таки многих бросить идолопоклонство, начался тяжелый голод.

Почему так произошло – требует отдельного обсуждения. Но наступивший голод многие восприняли очень негативно. Люди говорили: «Пока мы служили идолам, все было хорошо – получали от них все, что нам было нужно. А тут пришел этот и все испортил – говорит, нужно служить прямо самому Б-гу. Теперь идолы нас бросили, а Всевышнему до нас и дела нет. Вот и передохнем тут все».

Для Авраама, преисполненного любви и к Б-гу, и к людям, это было тяжелым ударом. Его испытанием было не отчаяться, а продолжать верить в правильность выбранного пути. И действительно, как мы знаем из Торы, истории жизни наших праотцов и всего еврейского народа, Авраам был прав – Всевышнему есть до нас дело! Он хочет нам добра. Не все всегда абсолютно гладко, бывает и голод, и даже хуже, но в конечном итоге служение Б-гу приносит благословение.

Рав Ури Калюжный

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*