ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
6
МАРТ

Сегодня 8 адара 5777

глава Тецаве

Может ли человек изменить свое прошлое? (Аазину)

Может ли человек изменить свое прошлое? (Аазину)

Стих: «Всевышний – совершенны деяния Его, ибо все пути Его справедливость» (Дварим 32:4) – знает каждый из нас. Однако в сердце иногда рождаются предательские сомнения по поводу глобальной справедливости этого мира. Ведь справедливость, на первый взгляд, должна предполагать равенство, и если не полное равенство, то хотя бы равенство возможностей. Но на практике мы видим, что часто  это не так. Взять, например, всех величайших мудрецов Торы. Большинство из них с самого раннего детства отличалось особыми талантами и мудростью. Будущее Гаона из Вильны было видно, как на ладони, еще с самого рождения, являясь лучшей иллюстрацией к высказыванию наших мудрецов (Брахот 48а): «Качество тыквы познается еще в зародыше». С рождением Моше-рабейну его дом озарился светом. Яаков-Авину еще в утробе матери трепетал каждый раз, когда его мать, Ривка, проходила мимо Дома Учения. В отличие от своего брата-близнеца Эсава, трепыхавшегося, когда в поле зрения попадался капище служения идолам.

Какая же тут справедливость? Где свобода выбора, которая дана всем? Злодей Эсав вполне мог бы сослаться на то, что если бы еще в чреве матери он отличался той же святостью, что и его брат Яков, и у него возникало бы стремление бежать в Дом Учения.

Вопрос этот – почему я родился именно таким, в строго определенном месте и времени – связан с истоком человеческой души, ее корнем. А там, в истоке, нет разницы между прошлым, настоящим и будующем. Глобально говоря, для Творца нет причин и следствий, ведь перед ним все открыто: и прошлое и будущее, – и все причины и следствия связаны друг с другом и воздействуют друг на друга.

Так Эсав своими поступками в «будущем» настолько загрязнил корень своей души, настолько погряз в духовных нечистотах, что еще в утробе матери стремился к идолопоклонству. А Яаков и Моше своими «будущими» делами освятили свои души у самого истока, даже до момента своего рождения. Результат – налицо. Другими словами, Всевышний, которому заранее известно и все будущее, создает душу согласно будущему выбору человека.

У читателя может возникнуть вопрос о согласовании предопределения со свободой выбора, но об этом уже писал Рамбам («Законы тшувы» 5:5), подробно разъясняя, что именно человеческое знание событий в будущем противоречит свободе выбора, а знания будущего Творцом не входят с ней ни в какие противоречия.

Но правильней было бы сформулировать это не так, что Творец, предвидя будущее, изначально создает душу на основе будущих человеческих поступков (хотя это – чистая правда), а следующим образом: человек своими поступками воздействует на исток своей души. Человек сам предопределяет свою жизнь, место и время своего рождения, и все это – своими поступками, своим поведением в последующей жизни.

Но нужно ли нам углубляться во все эти душевно-духовные философские тонкости? Ответ — да! Ибо  сказано в Торе: «Всевышний – совершенны деяния Его, ибо все пути Его справедливость», – поэтому мы можем и должны во всем, в каждом событии видеть проявления правосудия.

Да, многое скрыто от наших глаз и нашего понимания. Но мы хотя бы должны знать, что место, время рождения человека и даже «качество» его души, а также все, что с ним происходит на протяжении его жизни, определяются его собственным поведением. И все это – строго по мере Б-жественного суда.

 

На основе лекций благословенной памяти праведника, рава Ш. П. Пинкуса

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*