Все материалы сайта предназначены для лиц, исповедующих иудаизм
 
ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
8
ИЮНЬ

12 ияра

27 день омера

глава Эмор

Письменное соглашение

Письменное соглашение

ВОПРОС:

Если партнеры по бизнесу — друзья, нужно ли им скреплять свои деловые отношения письменным договором или достаточно обговорить условия на словах и подкрепить достигнутое соглашение рукопожатием?

ОТВЕТ:

Рав Ашер Меир:  Находится немало людей, которые, полагая, что хорошо знают друг друга, считают, что в письменном договоре между ними нет никакой необходимости. Более того, таким партнерам порой представляется, что предложение составить официальное соглашение – выражение недоверия и подозрительности, а потому, дабы не оскорбить компаньона по бизнесу, они отказываются от «бюрократической волокиты». Но подобные рассуждения в корне не верны. Ведь дело в данном случае совсем не в недостатке доверия и не в подозрительности. Как это расценивает еврейская традиция?

Не стоит быть подозрительным, – наставляют нас наши Учителя. – Но осторожность и предусмотрительность никогда не бывают излишними. Нельзя исключать вероятность того, что посторонний человек, с которым ты столкнулся впервые, может оказаться бандитом. Но отнесись к нему при этом с уважением.

И в качестве иллюстрации приводят такой пример. Когда к Рабану Шимону бен Гамлиэлю (великий Учитель,глава Санѓедрина — Верховного Суда, 2-й век) попросился на ночлег путник, Учитель впустил его в дом и принял с почетом и уважением. Однако принял все необходимые меры, чтобы незнакомец не совершил кражу (трактат Кала Раба, гл. 7).

Однако же мы говорим здесь не о случайных людях, но – о друзьях, хорошо знакомых друг с другом. В Торе написано: «По справедливости суди ближнего своего» (Ваикра, гл. 19, ст. 15). Анализируя данный фрагмент, Учителя приходят к выводу, что речь в нем идет не только о судьях, но – и вообще о взаимоотношениях между людьми. О том, что нам следует судить о знакомых людях (а тем более – о друзьях) с неизменной доброжелательностью, стараясь оценивать их поступки и действия, прежде всего, с положительной стороны (Талмуд, трактат Шавуот, лист 30).

Но нельзя не принимать в расчет, что людям свойственна забывчивость, равно как и то, что в разговоре они могут в чем-то неправильно понять друг друга, принять желаемое за действительное и сделать несоответствующие реальности выводы.

Допустим, друзья устно договорились об условиях ведения общего бизнеса. Пройдет несколько месяцев и окажется, что у компаньонов – разные представления о достигнутых договоренностях. Один из них «вспомнит», что речь шла об одной сумме вложения денег. Другой будет утверждать, что подразумевалась иная сумма. Один скажет, что по соглашению ему причитается 50 процентов от прибыли (то есть – поровну). Другой – что по таким-то причинам предполагалось, что прибыль делится – 40 процентов и 60. И все это не будет ни с чьей стороны – намеренной ложью. Суть проблемы – в недопонимании и неточностях в воспоминаниях.

Если в такой ситуации дело дойдет до конфликта и кто-то из совладельцев бизнеса захочет подать на партнера в суд или обратиться к третьему лицу, чтобы восстановить истину, у арбитров не будет никаких аргументов, чтобы по справедливости рассудить этих людей. Они не смогут узнать, на чьей стороне – правда.

Даже самые честные люди, – подчеркивают Учителя, – должны аккуратно документировать все свои соглашения и договоры. «Всякий, у кого есть свободные средства, – наставлял Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век), – одалживая их без свидетелей, нарушает запрет Торы «не ставь преграду перед слепым» (Ваикра, гл. 19, ст. 14). В противном случае он накличет беду, – дополняет высказывание Реш Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). – Ибо сказано: «Пусть онемеют уста лживые, говорящие против праведника» (Теилим – Псалмы царя Давида, гл. 31, стих 19).

В Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 75) рассказывается, как рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века) накануне шабата направил Равине (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) письмо, в котором попросил срочно одолжить ему десять зуз (зуз – денежная единица времен Талмуда), так как ему подвернулась возможность купить участок земли. На что Раввина ответил: «Приведи свидетелей и напиши соглашение». «Это мне ты предлагаешь сделать это?!» – удивился рав Аши. «Именно тебе – в первую очередь, – объяснил Равина. – Ибо тот, кто много занимается Торой, способен забыть о материальном и навлечь на себя беду».

Вне всякого сомнения, Равина ни в чем не подозревал рава Аши и не думал, что коллега способен его обмануть. Однако по опыту он знал, что праведные люди бывают рассеянными. И боялся, что рав Аши забудет о долге и по ошибке станет отрицать его, а когда вспомнит, будет корить себя за невольный неблаговидный поступок.

Фраза из Торы «не ставь преграду перед слепым», – пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак – величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя высказывания Учителей, – в данном контексте означает, что человек, который взял деньги взаймы, не оформив долговую расписку, способен поддаться соблазну и не вернуть долг. А тот, кто дал ему эти деньги, рискует «навлечь на себя беду». Окружающие могут подумать, что он — обманщик, ибо требует с человека деньги, которые не одалживал.

Подводя сказанному здесь некий итог, подчеркну, что даже самым близким, самым верным друзьям следует четко и детально обговаривать их деловые отношения, подробно фиксируя все договоренности в письменном соглашении.

Всемирное еврейское обозрение

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Сайт продаетсяX
Чтобы купить этот сайт, укажите свой email и наш менеджер с вами свяжется.