Все материалы сайта предназначены для лиц, исповедующих иудаизм
 
ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
8
ИЮНЬ

12 ияра

27 день омера

глава Эмор

Активное наблюдение

Активное наблюдение

ВОПРОС:

Неужели Б-г, действительно, следит за каждым?

ОТВЕТ:

Рав Моше Эстрин: Существование Ашгахи – активного наблюдения Всевышнего за творением и управления ими – одна из фундаментальных основ иудаизма. Рамбам считает существование ашгахи одним из постулатов веры. В текст 13 основ веры, сформулированной Рамбамом, включена обязанность верить в существование ашгахи: «Я верю абсолютной верой, что Творец знает все деяния людей и все их помыслы».

В книге «Морэ нэвухим», он пишет об этом более подробно: «Я убежден, что Божественное Провидение осуществляется в этом мире…, но это относится исключительно к человеческим существам. Только они получают все – и хорошее, и плохое, – лишь после того, как Б-г выносит постановление об этом, согласно стиху: «…и все пути Его – суд».

Множество стихов во всех книгах Танаха раскрывают различные аспекты Ашгахи. В книге пророка Ирмияу (32:19) сказано: «Велик Ты в совете и могуч в деянии, очи Твои открыты на все пути сынов человеческих, дабы воздать каждому по путям его и по плодам деяний его». Другими словами, «очи Б-га» наблюдают за всеми поступками людей, на всех их путях. Цель этого наблюдения – суд и последующее воздаяние людям за их поступки, награда за хорошее и наказание за плохое.

Важный нюанс: стих отмечает, что Ашгаха касается путей и поступков «сынов человеческих», и исключает все остальные виды творений. Это и есть один из источников, на которые опирался Рамбам, когда он говорил, что действие Ашгахи распространяется только на людей. Такое «персональное управление» называется Ашгаха Пратит. Однако на другие виды творений тоже распространяется действие Ашгахи, но уже иного рода. Это Б-жественное управление называется Ашгаха Клалит (глобальное управление).

В чем между ними разница?

Стих в Псалмах Давида говорит, что милосердие Вс-вышнего «аль коль маасав», на всех Его творениях. Наши мудрецы, называют Вс-вышнего «питающим все, от бивней мамонта до личинок крошечных насекомых». Это значит, что кроме знакомой нам уже Ашгахи Пратит, распространяющейся только на человечество, как сказано у Ирмияу, и заключающейся в том, чтобы, по словам Рамбама, «получать все – и хорошее, и плохое» только по Суду, существует еще какой-то вид Б-жественного управления — Ашгахи. Он относится не только к людям, но и ко всем творениям.

К кому же применяют Ашгаху Пратит, а кто вынужден довольствоваться Ашгахой Клалит? Рав Элияу Деслер приводит замечательный пример, который наглядно объясняет наш вопрос. Представьте себе рабочих, выполняющих сложное задание. Каждый рабочий получает инструменты, которые ему необходимы, которые соответствуют его функции, квалификации и поставленной перед ним задаче. Те рабочие, которым дали особое сложное задание, специально подготовленные для его выполнения, получают от хозяина особые инструменты, необходимые только им. Такие инструменты рабочий получает лично, из рук в руки. На языке Торы это называется Ашгаха Пратит. Остальные работники получают нужные инструменты на всех, а дальше эти инструменты уже распределяются между собой. Животные подобны второму типу работников. Поскольку они не имеют свободы выбора, и у каждого из них нет особого задания, то на них не распространяется Ашгаха Пратит. Задача, поставленная Творцом, стоит перед всем их видом, и к нему применима Ашгаха (например, обеспечивается все необходимое, чтобы он не вымер в неблагоприятных условиях, развивался и т.п.), но не к отдельным особям. Не имеет значения, какое из животных выживет и даст потомство, а какое погибнет, важно лишь, чтобы сохранялся вид. Это и есть Ашгаха Клалит.

Не надо думать, что все люди (и в том числе все евреи) удостаиваются Ашгахи Пратит в полном понимании, как особого, специфического поручения, задачи, поставленной Творцом перед ним лично, и лично вычерченного особого маршрута, исключающего случайности, по которому проходит его жизнь.

Книга Зоар говорит, что в первый день Рош аШана над всеми творениями проходит Тяжелый Суд (Дина Кашья), во второй день Рош аШана заседает уже другой суд, более мягкий и снисходительный – Дина Рафья. Рав Дэслер объясняет, что в первый день человек судится в том числе и на предмет того, годится ли он для выполнения особой индивидуальной задачи. Требования, которые это особое задание к нему предъявляет, очень высоки, поэтому немногие удостаиваются пройти этот суд. Но и тот, кто не смог пройти такой суд, не должен терять надежды, ведь есть еще один суд, на котором определяется, годится ли он для выполнения общих задач, поставленных перед всем человечеством. При этом существует множество различных уровней суда между Дина Кашья и Дина Рафья, Ответственность, возложенная на двоих, не похожа на ответственность, возложенную на сотни. В день Суда решается, кому быть записанным в книгу жизни, а кому нет. Но даже между теми, кто записан в книгу «жизни» есть колоссальная разница в духовном плане. Праведник, существующий в мире благодаря собственным заслугам, не подобен человеку, получающим право на существование как часть группы, нужной для выполнения определенной цели.

По мнению Рамбама (Морэ невухим 3:18), «если кто-то из людей получил большую долю врожденных способностей или духовно вырос в результате прилежности в учебе, Вс-вышний будет наблюдать и управлять им более внимательно». Ведь мы уже сказали, что Провидение напрямую связано с разумом. Значит, неверно думать, будто Вс-вышний наблюдает за всеми одинаково: кто более совершенен, того и опекают более пристально. Отсюда следует, что за пророками Всевышний наблюдает очень внимательно (согласно ступени их пророчества); что благочестивых и праведников Он опекает по мере их благочестия. Ведь и то, и другое связано с Божественным воздействием, так как именно оно вкладывает пророчество в уста пророков и дает возможность праведникам выполнять заповеди и постигать мудрость. Но восстающие против Всевышнего глупцы, которым недостает этого воздействия, опускаются на уровень всех прочих живых существ». Мы видим, что по Рамбаму Ашгаха Пратит существует и относится ко всем людям; вопрос только в том, в какой мере каждый человек удостаивается ощутить на себе ее влияние.

Сами термины «Ашгаха клалит» и «Ашгаха пратит» впервые появляются у Рабейну Бехайе, который полагает, что Ашгаха Пратит целиком относится к человеку, а Ашгаха Клалит – ко всем другим творениям, живым и неживым. И в понятии «Ашгаха Пратит», относящемся к человеку, он тоже разделяет между Ашгахой, «знающей все детали поступков человека и его мыслей», и Ашгахой, «защищающей человека и спасающей его от несчастий», которой удостаиваются только праведники.

На первый взгляд, разница между определениями Ашгахи Пратит и Ашгахи Клалит показывает, что о людях В-вышний знает все, а вот относительно животных Вс-вышний, на первый взгляд, не обладает «знанием всех деталей» их поступков. Может ли такое быть? — ведь по определению Вс-вышний знает все? Однако это противоречие объясняется, если принять за основу, что речь идет не о реальном знании Творца, которое беспредельно, а о способе управления, при котором у наблюдателя, извне, появляется впечатление, что Вс-вышний «забыл» или «не знает» о происходящем.

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*