ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
23
АВГУСТ

Сегодня17 элуля

Канун субботы (см. время зажигания свечей)

Недельная глава Ки таво

Зависть, ревность и конкуренция

Зависть, ревность и конкуренция

Рав Симха Коэн

Легендарный машгиах, раби Лейб Хасман, любил повторять, что помимо конкретных персонажей Авраам, Ицхак, Яаков (а с другой стороны – фараон, Билам и все прочие) — все они символизируют различные душевные качества каждого из нас, и наша задача – увеличить присутствие своих личных «Авраамов, Ицхаков и Яаковов» внутри нас и свести на нет присутствие своих «Корахов, Биламов и фараонов».

Кому из нас неведомы чувства зависти, ревности, конкуренции? То, что зависть в нас столь сильна, свидетельствует о том, что она, строго говоря, проистекает из благого источника и является одним из признаков наличия у нас души. Талмуд в трактате Брахот свидетельствует, что душа подобна Творцу мира, и точно так же, как Творец – один, един и уникален, так и наша душа стремится к тому, чтобы мы почувствовали себя единственными и неповторимыми.

За примером можно обратиться к комментарию Рамбана на заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя». По уверению Рамбана, человек может желать другому мудрости, но не богатства или, наоборот, богатства, но не мудрости. Иногда он даже может смириться с тем, что кто-то сочетает в себе и ум, и богатство – лишь бы только не больше, чем он сам.

На самом деле, зависть и как результат – конкуренция являются одной из самых серьезных проблем, с которым сталкивается человечество. Она настолько глубоко засела в наших душах, что находятся практически повсеместно. У евреев и неевреев, у людей светских и соблюдающих традиции, у людей простых и величайших мудрецов, в семье и на работе и даже между мужем и женой. Пожалуй, единственным исключением, которое приводят наши благословенной памяти мудрецы, можно считать отсутствие зависти родителей к детям. И, может, учеников к своему настоящему наставнику, раввину, учителю с большой буквы.

Завидовать друг другу могут две воспитательницы в детском саду, два продавца на рынке или два преподавателя в ешиве. «И позавидовали ему братья», говорится о величайших людях еврейской истории, родоначальниках еврейских колен. Не говоря о том, что именно вследствие братской зависти было совершено первое убийство на земле. Так, Каин убил Эвеля.

При этом зависть считается столь отрицательным качеством, что большинство в погоне за всеобщим уважением отгоняют от себя всякую мысль, что движет ими банальная зависть, в чем они не позволяют признаться даже себе самим наедине. Что характерно, не желая признаваться в собственной зависти, люди мотивируют свое поведение принципиальностью, борьбой за справедливость, исключительной правдивостью, честностью и т.п. В действительности, стоит нам сорвать покровы красивых слов и лозунгов, и мы увидим, как в них клокочет зависть — зависть к тем, кто, как им кажется, в чем-то превосходит их.

Любому мужу трудно признать, что он и в жене видит своего конкурента, но как факт – своих детей (даже повзрослевших) ему намного легче понять и простить, чем свою жену. К ним мы относимся с гораздо большим снисхождением. И об этом уже нам говорили наши благословенной памяти мудрецы (Санхедрин 108б).

Как же нам с этим жить и как справляться? Как не позволить зависти ломаться в нашу жизнь, ломая ее? Как не завидовать никому, особенно самым близким? Прежде всего, отдавая себе отчет. Если человек не только понимает, насколько отвратительна абстрактная зависть, но и отдает себе отчет, какое безграничное влияние она имеет на его конкретные поступки и мысли, это может воспрепятствовать его высказываниям и действиям против объектов своей зависти.

Если душа его еще более чиста, он может сказать себе: «Может быть, я не готов принять точку зрения Х не потому, что он неправ, а потому что я вижу в нем конкурента, и моя зависть не позволяет мне разглядеть его правоту». Как пишет Рамхаль в книге Язык учения: «Завить ослепляет глаза мудрецов так, что они не принимают истину от тех, кто ее высказывает».

Рамхаль предлагает нам еще один путь преуменьшения зависти – хвалить другого за то хорошее, что в нем есть, тем самым превращая завистника в любящего друга. Ведь надо стараться не только избегать зависти в своем сердце, но и не провоцировать ее в окружающих. Мама, посылающая ребенка в школу с «несезонным» фруктом рискует разжечь огонь зависти у его одноклассников. А ребенку стоит объяснить, что он может наслаждаться любимым фруктом дома, но в школу его брать не следует. Чтобы другие ему не завидовали.

Примерно то же самое написано в книге Шевет мусар (гл. 16): «Сынок, не хвали свою жену перед другом, чтобы он не возненавидел свою…и не хвались своими хорошими качествами перед чужой женой, чтобы ей не опротивел ее собственный муж». И не всегда стоит делиться своими успехами на карьерном поприще. Тем более, если не каждый собеседник достиг таких же успехов.

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>