Все материалы сайта предназначены для лиц, исповедующих иудаизм
 
ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
8
ИЮНЬ

12 ияра

27 день омера

глава Эмор

Зачем Омон стучит в щиты?(Шофтим)

Зачем Омон стучит в щиты?(Шофтим)

Всем памятны картины разгона демонстраций особыми отрядами полиции. Сомкнутые ряды, кевларовые шлемы и прозрачные щиты, по которым они сами в такт стучат боевыми дубинками. На первый взгляд последние достижения науки управления толпой. Но так ли это?
“Когда ты выйдешь на войну против врага твоего, и увидишь коня и колесницу… пусть не трепещут ваши сердца; не бойтесь, не паникуйте и не падайте духом перед ними. Ибо Б-г, Г-сподь ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с врагами вашими, чтобы спасти вас” (20:1,3-4).

В этом стихе содержатся четыре предупреждения: “Пусть не трепещут ваши сердца; не бойтесь, не паникуйте и не падайте духом перед ними”, которые, по словам. РАШИ, соответствуют четырем приемам устрашения противника, пользуются во время войн: “Пусть не трепещут ваши сердца” — от топота и ржания боевых коней; “не бойтесь” — когда солдаты вражеской армии грозно стучат щитами; “не паникуйте” — от звука их боевых труб; “и не падайте духом перед ними” — от их устрашающего клича.

Другой комментатор Ибн-Эзра дает более конкретное объяснение трем последним предостережениям: “не бойтесь” — не дайте страху овладеть вами; “не паникуйте” — не убегайте в панике с поля боя; “и не падайте духом перед ними”, потому что сломленный страхом воин не может хорошо воевать — у него опускаются руки, и он становится легкой добычей противника.

Все эти варианты страха вызваны звуком. Звук впечатляет и будит воображение. Он несет в себе загадку. В отличие от зрительной картины звук не дает ясного представления о том, насколько реальна угроза и что собой она конкретно представляет: скрип двери в старом заброшенном доме; свист ветра в оконной щели; многократно отраженное эхо в горах. Все это лишь звуки, но они способны парализовать нас страхом; от них душа уходит в пятки. Ибо звук создает образ. Он намекает и вынуждает строить догадки. Слыша звук, человек пытается понять его, придать ему смысл, узнать, что за ним скрывается. Звук — это неведомое, а неведомое домысливается и оно страшит.

Зрительная картина ясна и понятна; она не дает простора воображению. Когда евреи поклонялись Золотому тельцу, а Моше получал в это время Тору на горе Синай, Б-г велел ему немедленно вернуться в стан и увидеть своими глазами, что там происходит. Странно, не правда ли? А если бы Б-г просто сказал пророку, неужели Моше не поверил бы Ему? Если не верить Б-гу, кому вообще можно верить? Нет, дело не в вере. Б-г хотел, чтобы Моше своими глазами увидел, как его народ предается оргии идолопоклонства. Потому что нельзя сравнить зрение и слух. Вид, изображение дают ответы на все вопросы. А в звуке всегда скрывается пугающая загадка, неопределенность, способная вселить трепет не только в сердца отважных воинов.

Р.Нахум Пурер
Источник

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*