ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
7
АВГУСТ

Сегодня 2 элуля

Недельная глава Шофтим

Калев Крелин, раввин, Бруклин-Рига, часть четвертая

Калев Крелин, раввин, Бруклин-Рига, часть четвертая

Часть первая – нестандартное имя

- Прежде всего, позвольте полюбопытствовать: откуда у Вас такое, мягко скажем, не самое тривиальное имя? Да, Калев был праведником, деверем Моше, почти единственным (не считая , Йеошуа бин Нуна) из 12 разведчиков, не поддавшимся на провокацию и не оклеветавшим Святую Землю. И все же вряд ли это имя распространено в еврейских кругах…

- Когда мне делали брит, и надо было выбрать имя, я попросил какое-нибудь не банальное имя вроде Моше или Авраам. А тут как раз была недельная глава про разведчиков. Вот и дали мне имя Калев. Наверное, чтоб не выпендривался впредь.

- И Вы не захотели его поменять?

- Менять? Зачем? Я же здоров, так что менять? Еврейское имя просто так не меняют.

- До 120! А то, что на иврите, без огласовок оно вообще пишется так же, как келев, собака, Вас не смущало?

- Меня нет. Но когда мне выдавали раввинскую смиху (удостоверение раввина), то мое имя написали с буквой алеф после каф. Хоть это и не правильно, но во избежание нежелательных ситуаций.

- С именами детей Вы уже не проводили экспериментов?

- С детьми – меньше. Старшего зовут Зюся, в честь дедушки. Второго зовут Йуда – что слегка напрягла теща, когда она записывала его в ЖЭК. Вообще-то у него двойное имя: Йеуда Шмуэль. И когда мы записывали его в паспорт, это не произвело какого-то особого эффекта. Сказали, что мы можем записать, как хотим, только должны решить, хотим ли написать его с дефисом или без. Мы решили без. Вообще в России сегодня стали популярны двойные имена. Я лично был знаком даже с Сашей-Сережей.

- Так что с именами детей особых историй не было?

- Почти. Вы знаете, был такой рав Йеуда Хасид, автор книги Сефер хасидим, выражаясь современным языком, кабалист. И у него есть целое известное завещание. Порядка 60 пунктов. В частности, там написано, что нельзя, чтобы у свекрови и невестки были одинаковые имена. И еще много разных деталей. Так он там пишет «да не назовет человек своего сына ни Йеудой, ни Шмуэлем, и не будет рав жить в Хейдельберге, ибо тогда долго не проживет». В одном пункте. Так вот мне его показали, когда я был равом в Хейдельберге. И сына моего звали Йеуда Шмуэль. Одновременно.

- Испугались?

- Я – нет, а вот жена немного занервничала. Я обратился к раввину, и он мне сказал, что я же не живу прямо в Хейдельберге (мы жили тогда во Франции, на границе, а я ездил в Хейдельберг ежедневно на работу – час езды всего-то). И вообще этот конкретный пункт относится только к прямым потомкам раби Йеуды Хасида.

Часть вторая — иудаизм по Агате Кристи

- Ваш приход к иудаизму тоже был нестандартным?

- Все началось с того, что я себе спокойно ужинал. Налил кефирчику, ел котлетку. «А правоверные евреи так не едят!» бросил на ходу проходивший мимо папа. И как-то эти слова мне сразу запали в душу. Вдруг оказалось, что есть правоверные евреи. И что они что-то не едят. Я начал интересоваться, изучать вопрос. Так постепенно дошел до синагоги. Было мне лет 14.

- А как, по Вашему опыту, приходят к иудаизму другие? Или тут нет стандартных моделей и техник?

- Прежде всего, очень важно доверие. Чтобы раввин жил интересами общины, чувствовал людей. Чтобы донести что-то до людей, их нужно уважать. Вроде бы у меня это обычно получалось.

Свои уроки я веду по методу Агаты Кристи. Так я это называю. Есть «метод Шерлока Холмса»: есть детектив, тайна. Холмс выдает какую-то гениальную идею, раскрывая преступление. Тут же вступает доктор Ватсон: «Холмс! Как Вы догадались?!» И дальше следует объяснение, следы, улики и т.д. Читатель до этого ничего не знает, и ему дают новую информацию. Что называется, «грузят».

А есть метод Агаты Кристи: есть детектив, тайна. И по ходу детектива мы получаем ту же информацию, что и Эркюль Пуаро. Нас как бы приглашают к соучастию в процессе раскрытия преступления. Это – не только интересно, но дополнительно создает прилив доверия.

Так я и строю свои уроки, стараясь вместо того, чтобы нагрузить человека новой информацией, вместе прийти к ответу. Очень важно ощущение доверия и того, что мы вместе – и на уровне учебы, и на личностном уровне. У нас есть нечто общее. Общая задача, общая тема. Мы – на одной волне. Просто так получилось, что я по жизни больше учился, и потому могу много дать.

- Результат – стопроцентный?

- Стопроцентных результатов не бывает. Скажу вам больше: иногда такой подход дает и отрицательные результаты. Есть люди, в основном не религиозные, которые хотят раввина-небожителя, не от мира сего, с длиной, седой бородой. Может быть, это тоже работает. Но мне кажется, такой раввин приносит символизм, его уважают, но нет глубокого эффекта. На преклонении и почитании не выстроить отношений с людьми. Да, я сталкивался с «оппозицией», которая ссылается, что я не соответствую этой модели. Но я не сто рублей, чтобы всем нравиться!

Часть третья — Виртуальное пространство

- А как Вы сами учитесь, по Скайпу?

- Что Вы! Я не могу давать уроки и учиться по Скайпу – мне необходимо видеть реакцию собеседника. У меня есть пятнадцатиминутный урок алахи по телефону, так это для меня просто пытка! А больше пятнадцати минут я не могу выдержать уж точно.

Учусь я стандартно, в хаврутах. В Ригу постоянно приезжают аврехим из Иерусалима. Там есть целый колель рава Видера, с которым мы работаем. Все, кто к нам ездит -очень приятные ребята, меняются раз в две недели.

- На тех же условиях, что и Вы?

- Нет, они просто преподают тем, кто хочет учиться. А я выполняю раввинские функции, хотя официально раввином Риги не являюсь.

- Но у каждого раввина все равно должен быть свой раввин. К кому Вы обращаетесь? С кем общаетесь?

- Мой раввин – рав Ирмияу Коэн. В свое время он был главной раввинского суда Антверпена, сегодня – Парижа. Он не только мудрец Торы, но и близкий мне человек, который очень помог мне в трудные моменты моей жизни.

- Ваше имя изредка мелькает в еврейской блогосфере. У Вас есть свой блог?

- Вести свой блог у меня не особо получается. В основном, комментирую тут и там. Есть какие-то неупорядоченные записи.

- Почему? Интернет не кажется Вам эффективным полем деятельности?

- Во-первых, просто лень. Во-вторых, я эту деятельность как-то не воспринимаю всерьез. Да и не получается у меня много писать. Вообще в интернете всегда можно кого-то задеть, так что лучше не надо.

- Не хотите наживать лишних врагов?

- В ходе таких дискуссий всегда найдутся и те, кто видит тебя союзником, и те, кто тобой недоволен. Можно сказать даже, что укрепляется круг единомышленников. Но какого-то нового опыта, новых людей, приобщенных через интернет – нет.

- А о чем можно спорить в еврейских интернет-сообществах?

- Вот недавно спорили до хрипоты о кашерности кваса Очаковский, который в Москве все пьют. Один умник пошел в Бруклине к одному известному раввину, и тот сказал что нельзя его пить, так как может оказаться, что подносы на которых пекут ХЛЕБ для этого кваса могут смазывать СВИННЫМ ЖИРОМ. И это говорит «специалист» по кашруту. который даже не знает, что квас уже со времен ребес не делают из хлеба. Он не обязан знать, но не разбираешься — молчи. Вот я и сказал всем, что отныне продукцию этого «специалиста» надо принимать очень аккуратно, поскольку это говорит о том, что он позволяет себе выражаться по вопросам, в которых не разбирается. Ну, это конечно дало мне и сторонников но и не только.

А так, конечно, были ситуации, когда меня сильно атаковывали за мои слова в интернете. Но, наверное, в итоге оно стоит того. Например, когда во время многочисленности дебатов о целесообразности массового приближения евреев Торы, я высказывался, что массовости нам как раз и не нужно.

- Но в Интернете Вы ведете себя естественно или, что модно, соответствуете какому-то виртуальному имиджу?

- Может, есть в этом некая доля эпатажа, но в рамках моего восприятия. А так у меня есть даже свой сайтик, в основном с аудиозаписями уроков, но есть, что и почитать. Можете заглянуть — Krelin.ucoz.com

Заглянули! И аж глаза разбежались:
Различие между квасным и мацой. Химия и философия закваски,

 Билам и его ослица. Романтические отношения, старые как мир ,

 Устроство мироздания в Талмуде и у других комментаторов , 

 Женитьба на день (Урок для мужчин)

и еще многое другое! Осталось только все это прослушать.

Часть четвертая — Этапы большого пути

- Все же хотелось бы получить более точную информацию: где Вы учились, где успели побывать до Риги? О Хейдельберге мы уже успели осведомиться.

- Учился я в Москве, в математической школе. Если не ошибаюсь – той же, что и рав Левитан. Одна из лучших математических школ, между прочим. И была там хорошая еврейская компания. Было это в 85-х годах.

Потом учился на физике в МИСИСе.  Это мое образование потом мне помогло устроиться работать в Америке. Потом приехал в Израиль, учиться в ешиве. Сменил несколько ешив – от сионистской до ортодоксальной. Параллельно сделал вторую степень по археологии в Открытом Университете, водил экскурсии.

- Какое отношение археология имеет к физике?

- Скорее к ешиве. Еще когда я был в ешиве, там был затронут один вопрос, касавшийся исследования архитектуры. Ну и как-то это меня увлекло, заинтересовало все глубже и глубже, пока не взял несколько курсов. Потом еще несколько и так далее.

Потом я попал в ешиву РАН,  знаменитую своим русскоязычным отделением под руководством рава Полищука, но я как-то с ними не столкнулся. Учился на израильском отделении. А потом у папы была назначена серьезная операция, и я приехал в Москву его поддержать. И… задержался. Начал работать в Мигдаль Оре и в Эш Аторе. В том самом помещении, где сегодня как раз находится община Дор ревии. В Москве же меня и познакомили с моей женой. Тогда еще будущей.

- Ради этого стоило приезжать из Израиля в Москву!

- А что Вы думаете. Москва, слава Б-гу – не последний город на деревне. Правда, сразу после женитьбы мы переехали в Копенгаген. Там местный миллионер, благословенной памяти Эрик (Авром) Гуттерман, человек достойнейший и праведный, открыл еврейскую школу, чтобы поддержать общину. Он искал человека, который мог бы объясняться по-русски, но одновременно знал бы и английский.

- А откуда Вы знали английский?

- Учил. Вот сколько я себя помню, я всегда в той или иной форме «знал английский».

- И как Вам было в Копенгагене после Москвы?

- Очень приятная, небольшая еврейская община. Были сильные ребята. Весь образовательный процесс был на мне. Я был и преподавателем, и куратором дисциплины. А заодно делал шимуш у рава Копенгагена (и одновременно израильского Беер-Якова) , рав Моше Якобсон  зц»л, от которого и получил раввинскую смиху.

- А по-русски это – как?

- Чтобы получить удостоверение раввина, нужно не только пройти теоретические экзамены, но и как бы «пройти практику» у какого-то конкретного раввина. Вот для меня таким раввином и был рав Якобсон, благословенна память праведника…

- И как же все закончилось?

- Все самые сильные в плане соблюдения и учебы ребята поопределялись, а место оказалось очень дорогим. Даже для миллионера. Проект закрылся. А я пока как раз нашел себе работу раввина Хейдельберга.

- Но почему-то там не жили!

- Жили мы, как я говорил, во Франции, в часе езды от Хейдельберга.  Для взрослых там была неплохая община, мы открыли студенческий бейт-мидраш, но для детишек ничего подходящего не было. А во Франции как раз был подходящий хедер.

- Но так кататься каждый день, наверное, невероятно трудно?

- Да, я провел на должности раввина Хейдельберга пять лет, и это было очень плодотворно и интересно, но очень тяжело и в плане финансов, и в плане поездок. И так мы устали, что поехали в Америку. Сначала я работал по визе религиозных работников. Преподавал физику, математику и религиозные предметы (вот когда физика-математика мне пригодились!)  А потом получил грин карту и уже смог работать и в прочих областях. Например, с компьютерами, с базами данных. Пока в один прекрасный день не наткнулся на объявление «синагога ищет раввина».

Продолжение следует

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>