ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
9
АВГУСТ

Сегодня 3 элуля
Канун субботы (см. время зажигания свечей)
Недельная глава Шофтим

Надо ли стремиться к миру?

Надо ли стремиться к миру?

Недавно я задумался: Тора это книга войны или мира? Можно ли сказать, что еврейская, иудейская цивилизация стремится к миру?

 К своему удивлению, перелистав отрывки из Торы, в которых говорится о награде еврейскому народу за соблюдение заповедей, я не нашел там обещания мира. Обещание победы, безопасности,  даже избранности —  да, но не мира.  При этом мы постоянно просим мира во всех наших центральных молитвах:  в  Шмона Эсре, в кадише . В «Поучении отцов» (Устная Тора)  наши мудрецы призывают нас «быть из учеников Аарона, любить мир и стремиться к нему». Пророки говорят об этом тоже: «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»,-  это слова  Ишайягу (пророка Исайи) про дни Машиаха.  Но вот почему-то Пятикнижие не говорит  об этом ни слова. Более того: в комментарии к стиху: «И было: после этих событий испытал Б-г Авраама» (Берешит 1:22) говорит Рашба’м, что испытание   с жертвоприношением Ицхаку было послано Аврааму в наказание за то, что тот заключил мирный договор с  царем Авимелехом: « …ибо возгордился ты из-за сына, которого Я дал тебе, и заключил [ради него] союз между вами и их сыновьями, поэтому сейчас пойди и принеси его в жертву, и увидим, чем помогут эти заключенные тобой союзы» — сказал Творец Аврааму.

Странно, не правда ли?  Ведь  Устная Тора хвалит Авраама именно за то, что тот «любит мир и стремился к  нему, любя Творения и приближая их к Торе».  А если так, то где же истина?

 

Возможно, ответ на это вопрос станет  понятен, если мы задумаемся над правильным переводом слова шалом. Чтобы поточнее понять его точное значение, посмотрим в каких контекстах употребляется слово «шалом» .

В кадише мы говорим: «Он, делающий шалом (мир как мы сейчас это понимаем) в Небесах, он даст  шалом (мир?)   нам и всему Народу Израиля». Вдумаемся. Что за такой  шалом (мир)  в небесах делает Творец? Получается , что там  обычно состояние близкое к  войне?

Комментируя первый стих Торы Раши  приводит  мидраш: небеса (шамаим) были созданы из огня (эш) и воды (маим). Раши не объяснял о химический составе небес, он говорил о сущности понятия «небеса». А с этой точки зрения  небеса состоят из взаимоисключающих сущностей, но Вс-вышний с этого невозможного, немыслимого сочетания начал создавать мир, соединяя стихию Огня и стихию  Воды, не подавляя и не видоизменяя ни одну из них . Другими словами,  по Раши шалом - это гармония. Не исключающая ничего. Все, созданное Творцом, создано во благо, все без исключения. Однако необходимо держать сущности в границах, больших или меньших, не давая им начать уничтожать друг друга. И про это Тора говорит, что это  функция, не подвластная человеку.

Поняв это, мы видим, что смысл до боли знакомого всем кадиша приобретает совсем другой оттенок: «Только Творец, который создает гармонию в высших мирах, соединяя антагонистические сущности, только Он даст в будущем эту гармонию нам и всему народу Израиля».  Таким образом,  шалом - это мир, основанный на гармонии, а не мирное соглашение, компромисс, который, как правило,  не  удовлетворяет полностью  никого, и не признающий полностью ничьих прав, но зато дающий передышку. Иногда компромисс  необходим, но важно отдавать себе отчет: Мир – не это. Мир – что-то совсем другое… Творец дарует  мир, основанный на гармонии, человеку это  практически  неподвластно -  человек может заключать  мир, основанный на компромиссе.

Кстати,  перевод  «шалом»,  как гармония, подтверждается  и  однокоренным и очень близким по смыслу к слову шалом – понятием «шлемут», которое переводится как цельность, совершенство.

 

А вот еще  одно из значений слова шалом – то, как понимают  шалом   наши враги.  Тора, рассказывая про историю о пленении  Дины сыном правителя города Шхема,  приводит  очень примечательные слова правителей города, обращенные к   рядовым шхемцам (или правильнее назвать  шхемлянам?).  Говоря о  «мирных переговорах» с семьей Яакова, правители заявляют:  «Эти люди, шлемим (мирны) они с нами. Пусть селятся они на земле и обживают ее, — а земля вот, простерта перед ними. Их дочерей возьмем себе в жены, а наших дочерей дадим им, и ими обретенное, и их достояние и весь их скот – не нам ли они? Только согласие им дадим, и они поселятся с нами».  До боли знакомый месседж:  «Евреи хотят мира, пообещаем им все, что они хотят, справим громкие свадьбы, пусть расслабятся,  а там…».

 

Ну, так мы с вами и так сами знаем, что следует за «мирными договорами» с врагами. С древних времен  у наших врагов понятие «мирного договора» заключалось в передышке  перед нападением. Так было в истории с племенем Курейш, вырезанного в 630 году Мухаммедом, после мирного договора с ними за два года до этого, так было с Ословскими соглашениями 1993 года. 

Так вот то, что на дипломатическом языке называется «мирными договорами» — миром не называется. Это не мир. Но именно такой мир могут достигнуть люди. К счастью, не  всегда стратегия Шхема и Хамора, Мухаммеда и иже с ними определяет дальнейший ход истории, не всегда после мира война. Но надо твердо помнить: настоящий мир – не это.   

Возвратимся к   нашему вопросу:  мир это хорошо или плохо? Надо к нему стремиться или нет? После того как мы поняли, что понятие  «шалом» гораздо более шире чем понятие  «мир», то теперь понятно, за что был наказан Авраам – за   союз с Авимелехом,  за договор с врагом,  который расположился на обещанной евреям земле.  Аввраам  считал этот союз мирным, а на самом деле тот таковым не являлся. Настоящий мир и гармония может быть установлен только Творцом и только тогда когда  все признают  Творца и народ Израиля.  А пока все что остается делать это  – любить мир, стремиться к миру. А как этого достичь? —  «любя Творения и приближая их к Торе», как делал Аарон. Пока только так. Настоящий мир – дело будущего.

И тогда можно будет с холодной головой заключать «мирные» соглашения, и даже союзы, но помнить: Эрец Исраэль дал нам Б-г, мы можем устанавливать любые союзы, но настоящий мир установит только Он.

Рав Моше Эстрин

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>