ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
11
АВГУСТ

Сегодня 7 ава

Глава Дварим

Дочери 2 года 3 месяца. Плачет из-за ерунды, постоянно в истерике…

Дочери 2 года 3 месяца. Плачет из-за ерунды, постоянно в истерике…

Здравствуйте.

Дочери 2 года 3 мес. В семье она — второй ребенок. Первая — тоже девочка.

Старшая – спокойная, послушная, а вот младшая постоянно пакостит, все раскидывает, если не хочет есть, может все вылить, выкинуть на пол. А в целом очень жизнерадостная. В общении все хорошо, во дворе с детками играет.

С двух лет отдали в садик, и все — ребенка словно подменили, плачет из-за ерунды, постоянно истерит. Муж говорит — к невропатологу надо, мама говорит — к психологу.

Помогите, уже не могу слышать все эти истерики. Стараемся не обращать внимание. Иногда не сдерживаюсь, могу побить.

Самира
г. Алматы, Казахстан

В Вашей семье, на мой взгляд, преждевременно начали, что называется «бить тревогу» и обсуждать, к каким специалистам из области медицины надо показать Вашу младшую дочь. Она, разумеется, должна быть под постоянным наблюдением хорошего, опытного врача-педиатра. Не более того…

Понимаю, что постоянные крики, истерики действительно способны нервировать, раздражать родителей, уставших от работы и повседневных забот. Но это уже — проблема их, родителей, запаса «прочности» и терпения, их умения отыскать к ребенку правильный подход. А она, Ваша двухлетняя дочь, сейчас в таком возрасте, когда делать далеко идущие выводы о ее характере, психологическом складе и, тем более, о каких-то возможных «аномалиях в устройстве нервной системы» — просто-напросто рано.

И ни в коем случае не надо даже пытаться сравнивать между собой двух дочерей и строить на этом какие-либо предположения. Дети одних и тех же родителей — заметно отличаются друг от друга. Потому, прежде всего, что у каждого — свой уникальный и неповторимый набор способностей и свойств, который ребенок получает Свыше, от рождения. Эта разница достаточно хорошо видна и в поведении детей, в их эмоциональных реакциях на абсолютно те же, казалось бы, обстоятельства и т.д. и т.п.

Мысль о том, что каждый человек — уникален, многократно подчеркивается в нашей традиции. Об этом написано во многих наших книгах.

Так, в Торе (книга Берешит, гл. 49) рассказывается, что наш праотец Яаков перед смертью, когда давал «духовное завещание» своим сыновьям — у каждого выделил его особые, индивидуальные черты, которые тому надо было развить и усилить. Или, наоборот — принять во внимание и стараться нейтрализовать их отрицательные последствия.

Или, например, в Танахе, в книге Мишлей (Притчи царя Соломона, которую составил мудрейший из людей — царь Шломо) говорится: «Воспитывай учащегося (ребенка в любом возрасте, ученика, воспитанника) — в соответствии с индивидуальной линией его роста и взросления» (гл. 22, ст. 6).

Что означает, что процесс воспитания каждого ребенка — всегда выстраивается на индивидуальной основе, рассчитанной именно на этого конкретного ребенка.

Возвращаясь к нашей повседневной практике, отмечу еще один значимый фактор, иного порядка, который следует учитывать, воспитывая детей разного возраста.

Обстановка и атмосфера, в которой растят каждого ребенка (те же родители, в той же квартире и в том же окружении) — тоже всегда имеет свои, порой очень существенные отличия. Ведь жизнь не стоит на месте. В чем-то меняются сами люди (родители), в чем-то — их жизненные ситуации. Не говоря уже о том, что нередко отцы и матери уделяют ощутимо больше внимания именно первому ребенку, нежели следующему. Ибо отсутствие опыта отцовства и материнства рождают в них повышенное, обостренное чувство ответственности. Не так, как потом, когда у них в роли родителей уже появляются некие навыки и определенная уверенность в себе.

В 2 года 3 месяца Ваша вторая девочка только что перешагнула порог младенчества и начала «осматриваться» на новом жизненном этапе своего развития — в периоде раннего детства, осваивая возникшие у нее новые возможности. Не буду распространяться здесь об общих особенностях ребенка данной возрастной группы — это достаточно подробно описывается на сайте в ответах «Дочери 2 года 5 месяцев. Последние месяца два она стала на все обижаться» и«Сыну 2 года. Последнее время плачет по пустякам».

Уже по названиям этих ответов можно, как мне кажется, заключить, что в поведении Вашей дочери нет ничего экстраординарного. Внимательно изучите их содержание и попытайтесь применить на практике обозначенные в них рекомендации.

Здесь же, пожалуй, добавлю некоторые моменты, сориентированные на Вашу конкретную ситуацию — как она мне увиделась в процессе прочтения Вашего письма.

Меня, признаться, несколько, скажем так, озадачило употребленное Вами выражение с ярко-экспрессивной негативной окраской — «постоянно пакостит». Так обычно говорят о человеке, который намеренно кому-то вредит.

Ребенок 2-3-х лет, как явствует из указанных выше ответов — еще не в состоянии осознавать ни собственные действия, ни их последствия. И по определению — не может выстраивать линию поведения «в пику» матери, отцу и, вообще — кому бы то ни было. Его крики, истерики и т.п., прежде всего — индикатор, призванный сообщить окружающим о том, что он в эту секунду испытывает острое (в той или иной степени) ощущение дискомфорта.

Насколько серьезен для него повод, спровоцировавший это ощущение — взрослому трудно оценить. Тут совершенно не годятся критерии, которыми взрослые люди измеряют значимость жизненных событий. Возможно, у дочери (сына) что-то болит, возможно, его организм негативно реагирует на конкретный вид пищи (и он рефлекторно отталкивает ее от себя на пол)…

Попытайтесь все это осознать. Душой и сердцем. И если получится — Вам будет легче не раздражаться, не срываться на ребенке, не поднимать на него руку. Наоборот, у Вас, надеюсь, появится желание уделять младшей дочери еще больше внимания (лишать маленького ребенка внимания, когда ему плохо, согласитесь — неправильно).

Всем, казалось бы, очевидно, что мать решает, чем надо кормить маленького ребенка. Ведь только взрослый человек способен составить ежедневный рацион ребенка так, чтобы в его питании были вещества, необходимые для его нормального роста и развития. Однако многие родители ошибаются, считая, что у детей раннего возраста не должно быть вкусовых пристрастий. И сердятся, когда ребенок отталкивает предложенную ему пищу, называя это «бессмысленным капризом». Но попробуйте, например, поэкспериментировать и понять, какую еду она будет есть с удовольствием. И/или — превратить процесс потребления пищи в некую интересную для ребенка игру.

И, наверное — последнее.

Вы, если я Вас правильно понял, связываете изменения, которые произошли с Вашей младшей дочкой, с ее «поступлением» в детский сад. Быть может, это — совпадение, и проблема лишь в том, что она как раз в тот момент вступила в период «переходного возраста» (см. указанные выше ответы). Но и негативное влияние на нее конкретного детского воспитательного учреждения, наверное, тоже нельзя просто так исключить. Поэтому я посоветовал бы Вам лучше присмотреться к тому, какая атмосфера в группе, которую Ваша дочь посещает, как обращается с детьми воспитательница, работающая в этой группе и т.п. И если Ваши подозрения оправдаются — примите соответствующие меры. Вплоть (если есть такая возможность) — до перевода ребенка в другой детский сад.

Автор текста Элиягу Эссас

 

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*