ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
7
АВГУСТ

Сегодня 2 элуля

Недельная глава Шофтим

Что значит «уповать»?

Что значит «уповать»?

ВОПРОС:

Постоянно говорят, что надо надеяться и уповать на Б-га, и что все  будет хорошо? Но это похоже на попытку навязать Б-гу свою волю, чтобы  Он сделал все, что ни попросишь? Это – по-еврейски?

ОТВЕТ:

Рав Мордехай Нойгершель:  великий мудрец последних поколений -Хазон Иш  говорит, что человек должен  все время   уповать на Б-га, постоянно развивая в себе качество «битахон» — упование. Это упование должно   базироваться  на  понимании и принятии   трех основных моментов:
А) Что ничего на свете не происходит без полного контроля Всевышнего.
Б) Что все, что Всевышний делает – все к лучшему. Даже если не всегда мы это можем увидеть сразу невооруженным взглядом.
Кроме того, необходимо верить, что Всевышний в любую минуту может изменить природу и сделать все, что захочет – даже то, что кажется невозможным – если только на это будет Его воля.

Человек обязан полагаться на Б-га, принимая на себя  эти три аксиомы.  Хазон Иш говорит, что человек , который постоянно понимает и принимает эти три принципа обладает  качеством «битахон» или как его иногда  переводят на русский — упованием.

Никто не говорит о том, что Всевышний выполнит любую просьбу человека по первому его требованию. Кто может обещать такое? Человек может просить то, что хорошо для него, но плохо для окружающих. Так что – Всевышний будет выполнять его просьбу за счет окружающих? Или человек может желать то, что кажется ему хорошим и важным, а на самом деле, для него это может быть вредно и плохо, и Всевышний знает, что для его же блага эту просьбу лучше оставить безответной. Может быть и такое, что человек просит избавить себя от различных бед и страданий, тогда как эти самые проблемы и были целью его прихода в этот мир – проверить, как он с ними справится. И если его молитва будет услышана, а проблемы ликвидированы, то вместе с ними исчезнет и цель его жизни. Поэтому мы всегда просим, чтобы Всевышний исполнил наши желания во благо. Ведь мы не всегда знаем, что, действительно, хорошо для нас, а что – нет. И вообще, кто знает, соответствуют ли наши желания и просьбы планам Всевышнего по отношению ко всему мирозданию? И почему Он должен выполнять наши пожелания за счет глобальных планов?

Можно ли сказать, что каждый, чей близкий родственник умер от тяжелой болезни и т.п. страдал недостатком веры и упования, даже если речь шла о семье большого мудреца Торы? Или не хватало упования царю Давиду, который за свою жизнь прошел столько испытаний? И если у кого-то есть больной, 120-летний родственник, и его упование на то, что он не умрет – железно, означает ли это, что человек будет жить вечно?

Если относиться к качеству упования в общепринятом, обывательском смысле: уверенность в том, что любое мое желание обязательно исполнится – это только лишает человека покоя, поскольку глубоко в душе у человека всегда будут копошиться сомнения,действительно ли то, что он хочет, обернется ему на пользу.

Беспокойство человека, которому не хватает упования на Б-га, вытекает не из страданий и бед, а из ощущения нестабильности и неопределенности. Как только человек осознает, что Творец знает и контролирует все, что происходит, и все это – часть глобального, божественного плана, и, в конце концов, все – к лучшему, это знание дарует ему покой. Он легче воспринимает испытания, и любые страдания, хоть и причиняют ему боль, но не выбивают у него почву из-под ног, зная, что все на свете находится под контролем Всевышнего, и независимо от того, исполнится ли конкретное желание или нет – все, в конечном итоге – к лучшему, человек способен обрести настоящий душевный покой и умиротворение.

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>