ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
8
ИЮНЬ

12 ияра

27 день омера

глава Эмор

Часть 16 удивительных историй

Часть 16 удивительных историй

Рассказывал «Бен Иш Хай»

Один еврей, ам-а-арец, считавший себя пупом земли, ходил в синагогу только в праздничные дни, только потому, что все идут. Как-то заглянул в обычный день, послушал молитвы и ушел.

А на следующий день стал рассказывать всем, кто ему встречался, что рабби, рав города, оказывается негодяй:

—    Он грабил, он насиловал, он обманывал, нарушал клятвы, с ним опасно разговаривать, он лицемер и дает дурные советы!

Люди слушают и удивляются: что этот глупый человек говорит о нашем уважаемом рабби? Наконец, дошел слух до рабби, что какой-то еврей на него клевещет, и вызвал его в бет-дин.

Спрашивают судьи:

—    Правда, что ты обвиняешь рабби в разных преступлениях?

Говорит: —    Да.

—    У тебя есть доказательства, есть свидетели?

—    Пусть свидетельствует сам рабби. Я слышал своими ушами в синагоге, что он говорил о себе:

“Грешили, изменяли, грабили, порочили, давали дурные советы…”. Не помню уже многое из того, что он рассказал о себе.

Посмеялись судьи и говорят:

— Глупый ты человек! Рабби бил себя в грудь и признавался в твоих грехах, ведь ты их не признаёшь! За его заслуги, может быть, Ашем простит тебя.

Рабби Хаим бен Атар

Иногда Всевышний посылает на землю праведника, за заслуги которого наступает мир. О та-ком мы расскажем сейчас.

В одной из западных стран был король, сведущий в тайнах астрологии. Однажды он постро-ил карту звезд и увидел, что одновременно с ним под созвездием Льва родился некий еврей. Б-г наделил еврея даром ясновидения, огромной и страшной силой, большим богатством и удачей во всех делах. И еще увидел, что этот еврей живет в его стране.

Удивился король: в чем могущество еврея? Нет у него своего государства и нет министров, нет королевской армии. Кто такие евреи? Бедный и притесняемый народ, рассеянный по всей земле. Разве могут они сравниться с нами, разве мало их перебили рыцари христианского мира? Как могут звезды показывать то, чего нет, и не может быть?!

Во дворце короля была астрономическая лаборатория, где по ночам он наблюдал за звездами. Заперся король в лаборатории и составил звездную карту судьбы.

Разделил весь мир на двенадцать частей, чтобы показали звезды в каком направлении искать этого опасного еврея. Бросил гораль, который пал на один из городов королевства на востоке от столицы.

Решил отправиться туда, а вместо себя оставить верного друга, епископа королевства. Епископ перешагнул порог семидесяти лет, но еще был полон сил. Король пригласил его и говорит, что на короткое время отправляется в путешествие по стране. Пусть епископ временно переселится во дворец и управляет страной.

В простой дорожной одежде, с сумкой на плече король ночью, в тайне от всех, отправился в путь. Он шел по направлению, которое указал гораль, и, в конце концов, добрался до нужного города и оказался в нищем еврейском квартале.

Улицы были не мощеные и такие узкие, что одна телега с трудом пройдет. Маленькие хилые домики едва выглядывали из земли. Подумал король, что ошибся, ведь не может быть, чтобы здесь жил богатый и могущественный еврей! Вернулся в городскую гостиницу, где снял номер, закрыл плотно двери, опять построил звездную карту и бросил гораль.

Звезды показали, что действительно еврей живет на этой ужасной улице. Утром король снова пошел туда. По карте, которую он начертил ночью, нашел дом и постучал в двери. Открыла бедная женщина.

Спрашивает ее король: —    Где твой муж?

—    В синагоге, — отвечает, — вернется через час.

Повернулся король и пошел гулять по еврей-скому кварталу, заглядывая в низкие окна. Король был одет очень просто, как обычный путник, поэтому никто не обращал на него внимания. Через час вернулся к тому домику и опять постучал.

Дверь сразу же открылась. На пороге стоял хозяин и улыбался:

—    Добро пожаловать, Ваше Величество!

Удивился король, что его узнали:

—    Почему ты решил, что я король? Кто ты сам? Как твое имя?

—    Конечно, я не ошибся, сохрани нас Б-г, ты -король. А я — рабби Хаим бен Атар.

Видит король, что этот еврей узнал его, решил, что перед ним пророк и святой человек, человек Б-га. Он прошел вслед за рабби в маленькую комнату и еще больше удивился. В комнате не было другой мебели, кроме стола, стула и маленькой керосиновой лампы на стене.

Повернулся король к рабби Хаиму:

—    Я пришел, чтобы раскрыть тебе тайну.

—    Слушаю, Ваше величество.

—    Сначала скажи, как узнал ты, что я — король?

—    Когда расскажешь, что привело тебя ко мне, — отвечу.

Рассказал король всё, что узнал и увидел, гадая по звездам.

—    Верно, звезды не обманули тебя, — ответил рабби Хаим бен Атар, а-кадош, — я намного богаче и могущественнее тебя. Моя армия неисчислима, и мои солдаты верны мне, но это духовная армия. Если желаешь убедиться в моей силе, покажу сейчас же. Держи!

Протянул королю маленькое зеркало и попро-сил внимательно посмотреть. Поднес король зер-кало к глазам и увидел, что старый епископ в королевской спальне на королевской кровати душит его жену. Женщина отбивается руками и ногами, но силы ее уже иссякли, она хрипит и вот -вот испустит дух.

Король в ужасе закричал:

—    Ой! Ой! Жена моя в опасности! Помогите! Мою королеву убивают!

Говорит рабби Хаим бен Атар, а-кадош:

—    Господин мой, не кричи. У тебя за поясом пистолет, стреляй прямо в зеркало, в того, кто напал на твою жену, стреляй дважды.

Дрожащей рукой король выхватил пистолет и пустил в зеркало две пули. Увидел, что убил того, кого увидел в зеркале.

А рабби Хаим, а-кадош, спрашивает:

—    Это твой верный друг, которому ты доверил свое государство?

—    Да, — отвечает король, — но, может быть, всё это только в моем воображении? Или во сне? А может быть, это колдовство?

—    Нет, мой король, не колдовство и не сон, не медли, возвращайся домой и на месте убедишься. Посмотри-ка снова в зеркало, чтобы узнать конец этой истории.

Смотрит король и видит, что его министры и охранники бегают туда сюда, показывают пальцами на разбитое стекло в окне, откуда стреляли в епископа. Потом видит, что сидят они совещаются. Слышит, что решили обвинить евреев в убийстве. Вытащили тело из коро

левской спальни, уложили на носилки, отнесли в сад и закопали под деревом.

Говорит рабби Хаим, а-кадош:

—    Возвращайся домой, через несколько дней я сам приду к тебе.

Убедился король, что звезды не обманули, рабби, святой человек, человек Б-га, действительно обладает большим знанием и великой силой.

На следующий день он уже сидел в своем королевском кресле и велел позвать епископа.

Сказали ему, что епископ пошел в еврейский квартал и там бесследно исчез. А министры собрались вокруг короля и в один голос обвинили в убийстве евреев.

Король выслушал и говорит:

—    Слышал я, что евреи нечестный, жестокий и неблагодарный народ, и жаждут христианской крови. Поэтому их следует судить передо мной. Пригласите всех самых важных граждан нашей страны и позовите на суд главных еврейских раввинов и руководителей еврейских общин. Суд будет всенародным.

Обрадовались министры такому указу и побежали его исполнять. В столице и в других городах только и говорят: евреи такие злодеи, что их можно грабить и убивать. Стали готовиться к погрому.

На третий день, в день суда, пришел рабби Хаим бен Атар, благословенно имя праведника!

Спрашивает его король:

—    Ты, мудрый еврей, отвечай, почему евреи убили верного моего друга, старого епископа?

Живете вы среди праведных христиан в мире и благоденствии, а платите злом за добро?

Встал перед ним рабби Хаим и поднял руку:

—    Король! Всё, что говорили тебе о евреях -ложь! Небеса наказали епископа, а не человек. Старый развратник пытался изнасиловать королеву, когда она была в своей постели. Зажал ей рот, чтобы не кричала, Но она, праведная женщина, защищалась, как могла. И он совершил бы это преступление, если бы не сразили его две пули, влетевшие из окна спальни. Вспомни, что ты видел в моем зеркале. Пригласи королеву, она все расскажет. А труп друга-изменника найдешь под деревом.

—    Не годится королеве присутствовать в таком обществе, пойду к ней сам.

Приказал солдатам запереть все двери и никого не выпускать из зала. Пошел, а спустя пять минут вернулся с белым лицом. Сел на трон и приказал арестовать шесть министров.

Потом король повернулся к рабби Хаиму бен Атару и говорит:

—    Ты прав, еврей, жена подтвердила, все было так, как я видел в твоем зеркале.

Послал солдат в сад. Они откопали труп и принесли на носилках. Врач короля осмотрел его и сказал, что одна пуля попала в грудь, другая в голову.

На следующий день повесили шесть министров короля, которые были уличены в сговоре с епископом и которые были главными обвинителями против евреев. Тысячи христиан, поданных короля, молча наблюдали за казнью.

А что тут скажешь?

Рабби Хаим бен Атар, а-кадош, зихроно ливраха, родился в Марокко в 5456 году. Он был, как менора для всего Израиля, и его комментарии на Тору «Ор а-Хаим» из “Источника живой воды” напоили уже не одно поколение евреев. Рабби Хаим бен Атар, один из четырех великих еврейских учителей, которых называли “а-кадош” — “святой”.

Он был наставником гаона а-Хида. В возрасте сорока шести лет совершил алию, открыл иешиву в Ирушалаиме и через год перешел в другой мир.

hалаха

Тора запрещает евреям гадать любым образом: по звездам, по каким-либо предметам и по приметам.

“Не учись совершать мерзости, которые совершают народы…” (Дэварим, 18:9).

Запрещено заниматься магией и колдовством, пробуждать в себе сверхчувственное восприятие (Ваикра, 19:26).

Дар предвидения и способность читать в сердцах людей открывается праведникам для того, чтобы они могли исправлять этот мир. Некоторым злодеям (подобно Бильаму) дается способность заглядывать в будущее, чтобы при-готовить мир к войне.

Когда евреи получали Тору, сказал Всесильный, что не даст им ангела-хранителя, как другим народам, Сам поведет, и будет охранять от всякого зла. Сказал: “Один из вас погонит тысячу!”. Как это было?

Огромная ассирийская армия окружила Ирушалаим, 185 тысяч профессиональных убийц ждали своего часа, чтобы ворваться и разграбить город. Что сделал еврейский царь Хизкияу?

Приказал всем евреям идти в иешивы и в бет-мидрашим, учить Тору. А у входа в иешивы повесил мечи: кто не будет учить, тот погибнет.

Хизкияу обратился к Ашему: “Всесильный, Б-г Израиля! Мы не можем воевать так, как другие народы, Ты будешь воевать за нас, а мы будем учить Твою Тору и исполнять Твои заповеди”.

Так оно и было. После этой молитвы, ночью, бежала непобедимая армия Санхэрива из Иудеи, бросив снаряжение, провиант и награбленное добро. Ученые люди недоумевают, что привело к внезапному бегству. Неужели непонятно? Каждый выполняет свою работу. Евреи трудятся над заповедями, Ашем охраняет своих работников.

Запрещено определять сроки для исполнения своих дел по звездам или по приметам. Запрещено обращаться к астрологам. Запрещено верить приметам. Чем ниже духовный уровень человека, тем больше в нем нелепых и глупых суеверий.

Запрещено произносить любые заклинания и заговоры, призванные помочь или навредить. Хитрецы, которые объявляют себя магами и экстрасенсами, наживаются на доверии глупцов.

Запрещено обращаться к чревовещателям и вопрошать души умерших.

За нарушение этих запретов Торы, в лучшем случае, полагается наказание плетью.

Тысячи лет тому назад Тора дала евреям огромные преимущества перед другими народами, открыв тайны природы и развития Вселенной.

Европейские племена тогда жили в пещерах и в ямах, накрытых хворостом, и молились своим нелепым идолам. А просвещенные греки и цивилизованные римляне придумали себе человекоподобных богов и ограничили весь мир одной плоской землей.

Но перед евреями Тора раскрыла тайну, как образовалась и развивалась Вселенная. Известно было, что наша планета, хотя и самая важная, но одна из многих планет. Человек получил землю как дом, подобный тому дому, который сын получает от отца, когда женится и создает свою семью.

Творец требует, чтобы человек хорошо знал и любил свой дом.

Тора дала в руки человека совершенный инструмент для исправления мира. Этот инструмент — молитвы и сэгулот.

В молитве человек устанавливает связь с Творцом и вызывает на себя воздействие особых сил: Добра (Хэсед) и Милосердия (Рахамим). Тот, кто в состоянии устанавливать такую связь, приобретает власть над материальным миром.

Не везде и не во всякое время молитва действует в полную силу. Лучше всего обращаться к Б-гу перед Стеной Плача, в этом месте ощущается Шэхина. Хорошо молиться перед свитками Торы. Молитва с восходом солнца, если ее читать сосредоточенно, никогда не бывает напрасной. Это может проверить любой человек. И стоит проверить.

“Сэгула” переводится как “особенность”, “талант” или “способность”. Сэгула — талисман, помогающий молитве и предохраняющий человека от воздействия злых сил, например, злого глаза или злого языка.

Это мезуза у входа в еврейский дом. Это две свечи, которые женщина зажигает к Шаббату. Это свеча, которую зажигает бездетная женщина на могиле рабби Меира. Это пожертвование на свиток Торы для синагоги, ради больного еврея.

Одна из самых драгоценных сэгулот — “Питум а-Кэторет”. Кэторет — воскурения, которые совершали ежедневно в Храме. Порядок приготовления смеси для воскурений евреи повторяют три раза в день: два раза в утренней молитве и один раз в “Минхе”.

Учил гаон рабби Хаим Фаладжи: “Тот, кто напишет на пергаменте текст “Кэторет” ктавом ашурит, как в свитке Торы, приобретет богатство и благополучие во всех делах”. Тот, кто ежедневно читает этот раздел по кошерному свитку, получает защиту от болезни и от несчастного случая.

Самая мощная сэгула, предохраняющая от несчастного случая, — это чтение “Шма, Исраэль”. В предчувствии опасности следует прикрыть глаза и, сосредоточившись на Имени, произнести всю фразу на одном долгом дыхании, чтобы выделить звук “хеш ”, и твердо и коротко последний звук “далет”. Стоит проверить!

Глупые торговцы

Ашем наделяет праведников великой силой. Их чудесные деяния заставляют задуматься о возможностях человека, посвятившего свою жизнь Торе. Как это было с гаоном Моhарьи, автором книги «Авней Цедэк», комментариями на «Орах Хаим» и «Йоре Дэа».

В Тунисе, в городе Тунис, евреи всегда покупали адасим к празднику Суккот на базаре. Арабы, жившие в окрестных деревнях, заранее узнавали о еврейском празднике, привозили связки ароматных веток и продавали по цене четыре серебряные монеты за штуку.

Однажды собрались все торговцы на базарной площади и решили поднять цену на адасим. Они пришли к выводу, что, сколько бы они не за-требовали, евреи всё равно заплатят, потому что исполнение мицвы для них важнее денег. Договорились продавать по цене двадцать пять монет за ветку. А у кого не будет денег на адасим, так, слава Аллаху, не смогут исполнить заповедь! И это, конечно, радость для всех.

За день до праздника Суккот пришли евреи на базар покупать адасим и расстроились. Покупали из года в год, все были довольны, и арабы, и евреи. Сейчас же одна ветка продавалась по цене двадцать пять серебряных монет! Где это видано? На эти деньги семью месяц можно кормить.

Ходят евреи по базару, но цена везде одна. Поняли они, что торговцы сговорились, чтобы помешать им исполнять заповеди Всевышнего. Обидно стало, жил народ бедно. Как быть тем, у кого нет денег даже на праздничную трапезу? Отказались покупать адасим и пошли к рабби.

Выслушал святой рабби бедных евреев и пришел в негодование. Пообещал, что день не закончится, как продавцы восстановят прежнюю цену. Отправился на базар и пошел по рядам, где арабы продают адасим.

Спрашивает у одного цену, у другого. Говорит продавцу:

— Двадцать пять монет? Я согласен, если немедленно отнесешь ко мне домой.

Схватил араб деньги и с веточками в руках побежал в еврейский квартал. А рабби обратился с молитвой, к Всевышнему, чтобы покорились гои и не мешали евреям исполнять заповеди.

Смотрят все — поднялся араб над землей с веточками адаса в руке, ногами болтает в воздухе, кричать не может, рот свело от страха. Крыльев нет, а поднимается над базаром кругами, как птица, выше и выше. Вскоре стал маленькой точкой в голубом небе.

Cтражники тоже были там. Поспешили доложить королю. Вышел король на балкон, поднял глаза и удивился. Никогда не видел, чтобы человек летал. Как опустить его на землю, никто не знает. Говорят королю, что это еврейский рабби сотворил такое чудо. Надо его заставить спасти бедного араба.

Король немедленно приказал самым важным министрам взять королевскую карету и привезти рабби во дворец. Видит король — возвращается его карета, вышел навстречу, заводит рабби в главный зал, усаживает в кресло для почетных гостей. Говорит, что давно хотел познакомиться поближе, но мешали государственные дела.

Королю известно, что рабби великий мудрец, может ли он объяснить, как это человек, не имея крыльев, летает высоко в небе?

—    Ваше величество, — отвечает рабби, — я купил у него адасим и попросил отнести ко мне домой, но он так быстро бежал, «- то ветер подхватил его и поднял в небеса.

Король улыбнулся и говорит:

—    Знаю, знаю, что это ты сделал, не бойся признаться. Прошу только объяснить как.

—    Отвечает рабби:

—    С тем, кто летает сейчас в небесах, я уже ничего не могу поделать, но если ты прикажешь, он спустится к тебе и расскажет, за что наказан.

По слову короля бедняга опустился на землю и рассказал о заговоре продавцов на базаре. Вы-слушал король всю историю и видит, что евреи — праведный народ, а его поданные живут в жадности и во зле.

Велел объявить по всей стране, чтобы продавали адасим по цене, как в прошлые годы, и не смели повышать цены без его ведома. А рабби провел с почетом к выходу и велел отвезти домой на королевской карете.

hалаха

Пятнадцатый день месяца Тишрей — праздник Суккот (Ваикра, 23:34-36). Евреи переселяются во временные жилища, покрытые ветками, сквозь которые проглядывают звезды — в сукку.

Первый и последний дни праздника называются “йом тов”. Последний, восьмой день, называется “Шмини Ацерет”. Работать в йом тов запрещено, но можно зажигать огонь от “дежурного” огня и готовить еду для этого дня.

За пределами Израиля первый и последний дни йом тов удваиваются.

Сукку начинают строить сразу же после Йом Кипур. Стены можно делать из любого материала, который не разрушат ветер и дождь. Если используется синтетическая ткань, она должна быть достаточно плотной и прочной. Крепить ее следует на рамах с крепкими и частыми перемычками. Размер сукки неограничен, достаточно, чтобы человек мог сидеть и есть в ней. Но высота не может быть меньше 80 см и больше 9,6 метра.

Запрещено накрывать сукку, делать асах, из предметов, служивших для других целей, например, использовавшиеся в хозяйстве доски, детали мебели и т.п. Но можно положить такой предмет на схах, чтобы его не унес ветер. Схах обычно делают из веток. Следует располагать их так, чтобы через промежутки были видны звезды.

Промежутки между ветками не должны быть больше 24 см. Чтобы днем тени было больше, чем солнца.

Схах нельзя класть на железо. На раму сукки, если она из металла, следует положить деревянные рейки, а сверху уложить схах.

Сукку строят под открытым небом, даже ветки дерева над ней делают ее некошерной.

Все дни праздника мужчины обязаны есть хлеб только в сукке. В этом случае, стоя, произносим благословения:

БАРУХ АТА АД-НАЙ ЭЛО-ЕНУ МЭЛЕХ АОЛАМ АМОЦИ ЛЕХЭМ МИН ААРЕЦ.

БАРУХ АТА АД-НАЙ ЭЛО-ЕНУ МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДЭШАНУ БЭМИЦ-ВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕШЭВ БАСУККА.

Каждый день в сукке мы вспоминаем великих учителей: Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида. Они наши незримые гости.

В сукке все равны: цари и простые труженики, богатые и бедные. В этом мире мы, как во временном жилище. Творец дает всем пропитание и защиту. Если надеяться не на Него, так на кого же? Сидим, смотрим на звезды сквозь ветви схаха и поём о Торе, сохранившей наш народ в веках.

Эту связь друг с другом и с Творцом мы выражаем в арбаат а-миним, в четырех видах растений, которые соединяем в дни праздника.

Четыре вида растений символизируют четыре типа евреев. Евреи, которые изучают Тору и исполняют заповеди Творца — этрог. Евреи, которые изучают Тору, но не исполняют заповеди — лулав, пальмовая ветвь. Евреи, которые исполняют заповеди Творца, но не изучают Тору

— адас. Евреи, которые не изучают Тору и не исполняют заповеди Творца — арава.

Как Творец соединил нас у горы Синай, так и мы соединяем, встряхиваем и возносим эти четыре растения в шести направлениях: в направлении четырех сторон света, вверх и вниз. Достойны сочувствия те, кто не смог выполнить эту заповедь. А кто мог, но не выполнил — вдвойне.

В последний день, в Ошана Раба, семь раз обходим с лулавом вокруг бима, на котором находится свиток Торы. Потом берем в руки пучок аравсл и обращаемся к Творцу с молитвой и просим не ради своих заслуг, а ради Его милосердия, за еврейский народ.

В древние времена в Храме в семь дней праздника евреи приносили семьдесят жертв за все народы мира. Чтобы не было войн, чтобы не было голода. Еврейский народ отличается от других народов своим величайшим миролюбием и терпимостью.

Сколько горя и страданий причинили нам дети Эсава и Ишмаэля! Но мы желаем и им добра и благоденствия. Чтобы поняли они: жизнь человека бесценна, а Творец  —  справедливый Судья. Чтобы подчинили себя Его власти.

Восьмой день Суккот — Шмини Ацерет и Симхат-Тора. В Израиле их празднуют в один день, в других странах — это два дня.

В день Симхат-Тора все мужчины обязаны выйти к чтению Торы. Выводят даже маленьких мальчиков, и это —  большая радость для всех. В этот день евреи всего мира, во всех странах, заканчивают чтение Торы и после последних строчек главы “Вэзот а-Бэраха” начинают читать главу “Брешит”.

Принято покупать право завершать годичный цикл чтения Торы. Купившего это право называют Хатан Тора. А тот, кто купил право начинать чтение годичного цикла, называется Хатан Брешит. После этого они оба на свои деньги устраивают праздничную трапезу для всей общины. В конце праздника, после вечерней молитвы, евреи возвращаются в синагоги, танцуют со свитками Торы и дают пожертвования. Удостоит вас Всевышний долгие годы жить в радости Торы! Амен.

Возвращение

В давние времена, когда в Ирушалаиме жили только праведники и мудрецы, из Испании совершил алию богатый и б-гобоязненный еврей по имени рабби Давид Багуло. Во славу Всевышнего, по случаю своего счастливого избавления от опасности, он устроил трапезу для всех мудрецов Ирушалаима, и рассказал за столом такую историю.

Еще совсем недавно Давид Багуло верно служил королю Испании, был главнокомандующим королевской армии, но тайно исполнял еврейские заповеди. Никто не подозревал, что этот важный генерал, любимец короля — еврей. Более того, король назначил его своим главным министром, и вся власть в государстве сосредоточилась в его руках.

И вот он заболел. Лучшие лекари Испании и Европы безуспешно лечили его, король сулил огромные деньги, только бы его поставили на ноги, но надежды не было. Генерал лежал в роскошной кровати в одной из королевских спален и умирал.

Угасающее сознание улавливало причитания и вздохи короля и королевских слуг, собравшихся вокруг. Он открыл глаза и увидел над собой лицо королевского священника. Священник наклонился к нему, лицом к лицу, явно намериваясь читать для него покаянную молитву. Король и придворные вышли из комнаты, а священник наклонился еще ниже и стал шептать ему на ухо “Шма, Исраэль…”, от первого слова до “…эмет!”. Больной вздрогнул: неужели открылась его тайна? Тело покрылось испариной. Но что делать, смерть уже давит на грудь и сжимает голову. Он прикрыл глаза и уснул.

Через какое-то время больной открыл глаза, дышать стало легче, очень хотелось пить и есть. В комнате был только слуга. Увидев, что господин пришел в сознание, он вызвал врачей из соседней комнаты. И врачи, и король очень удивились, когда больной приподнялся на подушках и попросил есть. Назавтра он был почти здоров, и все радовались его чудесному возвращению к жизни. А король велел раздать нищим мелкое серебро и наградить священника.

Давид Багуло вернулся к своим обязанностям первого министра и попросил привести к нему того священника. Принял его, как дорогого гостя, провел в отдельную комнату, куда был закрыт доступ посторонним людям, и попросил:

—    Дорогой, повтори те слова, которые говорил мне на ухо шепотом, когда я находился между жизнью и смертью.

Священник побледнел и, не в силах унять дрожь, медленно сел. А хозяин комнаты открыл бронзовую дверцу шкафа, встроенного в стену, и положил на стол тэфилин и талит. Священник смотрел на руки и на лицо Давида Багуло, лицо его порозовело. Он вскочил с места, они обнялись и заплакали.

—    Скажи мне, — спросил Давид Багуло, — как ты узнал,что я — еврей?

Успокоившись, священник стал рассказывать:

— Я из семьи левитов, мое настоящее имя Гершон Леви. Я был еще ребенком, когда стражники инквизиции отняли меня у матери и отправили в школу при монастыре. Конечно, я решил совершить Кидуш Ашем, но в ту же ночь явился во сне мой отец, да будет память его благословенна! Он погиб, когда я был совсем маленьким, но я до сих пор помню, как учил с ним Тору.

Отец предстал передо мной и сказал: “Сын мой, не делай этого, ты еще молод. Всевышний поставил перед тобой другую задачу. Ты будешь католическим священником и станешь спасать евреев от зубов инквизиции. А я буду приходить к тебе во сне и сообщать, кто из попавших к ним — еврей, а кто — гой”.

Пятнадцать лет назад я стал католическим священником и, благодаря отцу, — да будет память его благословенна, — спас не одну еврейскую семью. И в этот раз, когда меня вызвали читать покаянную молитву, отец предупредил, что ты, брат мой, насильно крещеный еврей из семьи коэнов.

Слова Гершона вызвали настоящую бурю в душе Давида Багуло, главного министра испанского короля. Он признался, что действительно происходит из древнего рода коэнов, которые служили в Храме. А отец был королевским врачом и после смерти похоронен среди гоев, рядом с королевской усыпальницей. Недавно он явился во сне и попросил перенести его останки из нечистого места на еврейское кладбище.

Но как это сделать? От мучительных мыслей Давид безнадёжно заболел и умирал, но, слова “Шма…”, произнесенные над ним, оживили его.

Теперь пусть мудрый Гершон Леви подскажет, как вернуться к своему народу и вынести из нечистого места кости отца.

Ответил мудрый рабби Гершон:

— Всевышний создал этот мир и управляет всеми нами. Милосердный, Он не оставит нас в беде. Он помогает всем, полагающимся на Него, поможет и тебе. Иди к королю и скажи, что ты еще болен и просишь освободить от должности министра, чтобы поехать на лечение на один из испанских островов в индийском океане, где есть горячие источники. Снаряди корабль, возьми семью и всё ценное в доме. Но прошу, возьми также и меня с собой. А кости твоего отца мы выкопаем, упакуем в ящик и увезем. Куда мы поплывем? Конечно же, в Эрец Исраэль.

Король ценил своего министра, видел, что он еще не оправился от тяжелой болезни и отпустил его.

Давид Багуло продал дом, нанял корабль, загрузил его для далекого плаванья и попрощался с королем и Испанией. Для королевского любимца устроили торжественные проводы, одарили подарками и проводили в путь.

Прошли годы, и рабби Давид основал династию раввинов-учителей Багуло в святом городе, в Ирушалайме, да будет он отстроен вскоре, в наши дни!

hалаха

Все евреи обязаны читать “Шма, Исраэль… ” (Кэриат Шма) и свидетельствовать о величии и единстве Создателя и Владыки Вселенной (Дэварим, 6:4-9; Бэрахот, 2; “Орах Хаим”, 58).

Слова “Шма, Исраэль…” сопровождают евреев от рождения до смерти. Отец произносит их при рождении ребенка и во время брит мила. “Шма, Исраэль… ” читают frap мицва и жених. Если умирающий сам не в состоянии сказать “Шма…”, то тот, кто находится рядом, обязан выполнить за него эту заповедь. Наши праведники — да упокоятся их души в мире! — с этими словами совершали Кидуш Ашем.

Давно замечено, что чтение “Шма…” защищает евреев от грозящей опасности. Каждый может испытать это на себе. Пример тому история с рабби Исраэлем.

Арабские террористы перекрыли дорогу, по которой он ехал в Итамар. Увидев вооруженных бандитов, он стал читать “Шма, Исраэль… ”, резко увеличил скорость, выехал на обочину и обошел заслон. Пули раздробили заднее стекло, но он не пострадал.

Рассказывает одна праведная женщина, что во время таможенного досмотра в аэропорту города Минеральные Воды служащие выворачивали и потрошили все сумки и чемоданы пассажиров израильского самолета. Она стояла в конце огромной очереди и с ужасом представляла, как офицеры таможни станут копаться в ее маленьком чемодане, где были книги и белье. Она прошла к свободной скамейке, села и стала сосредоточенно читать “Шма, Исраэль… ”. Только закончила, подошел к ней один из таможенников и сказал, что она может пройти без досмотра, пусть идет к выходу.

Читать “Шма…” следует:

—    на рассвете, когда лицо знакомого человека видно на расстоянии четырех шагов;

—    вечером, с выходом первых звезд;

—    перед сном.

Читать можно сидя или стоя, но не на ходу. Если сидим, то вставать не следует, а если стоим, то чтение заканчиваем стоя. Если человек болен и не может читать сидя, пусть читает лежа на боку.

Нельзя читать “Шма… ” в бане, в туалете, в коровнике или в другом нечистом месте. Нельзя читать, если открыты части тела, которые принято закрывать или перед неодетыми людьми, и также перед женщиной, если не покрыта ее голова.

Нельзя читать в грязной одежде и с грязными руками, даже чистые руки следует омыть перед молитвой.

Даже если читаем шепотом, мы должны слышать собственный голос. Читать следует медленно и осмысленно, с каваной.

Первую строку до “Барух Шем кэвод… ” произносим, прикрывая глаза правой рукой. От начала и до конца последней главы можно прервать чтение, только если появилась опасность для жизни или нужно приветствовать нееврейского царя.

Если слышим благословение и отвечаем: “Амен”, а также, если прерываемся по другой непредвиденной причине, то следует вернуться к началу произносимого отрывка.

Если вошли в помещение, где миньян готовится к чтению или уже начал читать “Шма…”, надо присоединиться и произнести первую строку и “Барух Шем кэвод… ”. Даже если перед этим уже прочитали “Шма…”, не следуем отделять себя от еврейской общины.

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*