ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
9
АВГУСТ

Сегодня 3 элуля
Канун субботы (см. время зажигания свечей)
Недельная глава Шофтим

ГЛАВНЫЕ РАВВИНЫ ИЗРАИЛЯ

ГЛАВНЫЕ РАВВИНЫ ИЗРАИЛЯ

Прошедшие на прошлой неделе выборы «главных раввинов Израиля» на короткое время привлекли внимание СМИ и их пользователей к институту Главного Раввината. О статусе раввината и главных раввинов русскоязычная публика имеет не вполне ясное представление, и, несомненно, эта тема заслуживает дополнительного освещения.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что Главный Раввинат является государственным учреждением, а все его сотрудники, в том числе и главные раввины, государственными служащими. Он был создан еще во времена британского мандата с целью предоставлять религиозные услуги еврейскому населению Палестины, а затем и Государства Израиль, подобно тому, как государство в новое время (последние 180-200 лет) берет на себя многие функции, которыми оно в более древние времена не занималось: обеспечения общественного порядка, здравоохранения, образования и т.п. (И в прежние времена существовали при властителях еврейские чиновники на содержании – экзилархи в Вавилоне, казенные раввины в России и т.д., – но функции их тогда были несколько иными: с их помощью правители осуществляли управление своими еврейскими подданными без того, чтобы вмешиваться во внутреннюю жизнь еврейской общины.) И такие услуги раввинат предоставляет: с его помощью евреи Израиля женятся, обрезаются и хоронятся, в его раввинских судах судятся и разводятся, они же принимают неевреев в евреи. Раввинат отвечает за функционирование синагог, микв и государственной системы кашрута, не являясь, впрочем, монополистом в части предоставляемых им услуг. Короче, главный раввинат обеспечивает евреев многими вещами, необходимыми для жизни религиозных и не очень религиозных евреев, но, как и многие другие бюрократические учреждения не свободен от недостатков: не все чиновники компетентны, не все готовы пожертвовать личными интересами ради общественных, да и коррупция, скажем откровенно, в раввинатских учреждениях существует – а какое, скажите, бюрократическое учреждение от нее свободно?!

Русскоязычные евреи в массе своей (это я знаю по долгому опыту), не будучи осведомленным в этом вопросе, считают главных раввинов важными фигурами в жизни религиозной общины, рассуждая следующим образом: раз главный раввин, значит, главный еврей. Как в армии. Но правда заключается в том, что они главенствуют лишь над собственным учреждением, а не над всем еврейским соблюдающим миром. Там существует своя иерархия: действительными главами народа являются гдолей адор, великие знатоки Торы в своем поколении, рошей ешивот, главы ешив, воспитывающие следующее поколение мудрецов, поским, устанавливающие алаху в тех областях, где она еще не определена, или где существуют значительные расхождения в решениях мудрецов прошедших поколений. И в этой иерархии наши главные раввины могут занимать и высокое (рав Овадия Йосеф) или вполне почтенное место (рав Амар), или находиться в звании «младших офицеров» (рав Мецгер). Но в любом случае в их функции главных раввинов не входит руководство миром Торы, но лишь эффективное функционирование вверенных им институтов.

Если так, – спросите вы, – отчего же вокруг последних выборов разыгрывались такие страсти? Ну, во-первых, страсти-то были не очень большие, хотя СМИ очень старались устроить экшен, спектакль, из которого они могли бы извлечь пару шекелей и для себя. А, во-вторых, причины некоторого кипения, скорее, легкого пузырения, все лежали в области политической, довольно далеко от и от алахи, и от идеологии. Тут и старое противостояние между харедимной и национально-религиозной общинами, и желание теснимых по всем фронтам харедим щелкнуть по носу молодых фаворитов Лапида и Беннета путем недопущения в главные их кандидатуры. Но самое главное, это желание определенных кругов, чтобы сотни, если не тысячи чиновничьих должностей заняли их представители, а не креатуры оппонентов. То есть схватка шла за должности, зарплаты, пенсии, разные привилегии. Ничего нового и ничего особенного. Для нас с вами ситуация почти не изменилась бы, мы даже не заметили бы, кто нынче занимает то или иное учрежденческое кресло, как не замечали этого и ранее. Как не заметили, например, прихода и ухода рава Мецгера. Правда, все это при условии, что победитель не будет проводить слишком далеко идущие реформы (слово «реформа» по отношению к еврейской жизни вообще является ругательным, если не бранным), если не будет резать и перекраивать жизнь евреев по Торе «в соответствии с требованиями времени и Кнессета». Слишком резкие популистские действия могут привести к разбиению еврейства Израиля на несколько не связанным друг с другом фрагментов. Без Торы и пунктуального соблюдения еврейского закона поддержание единства еврейского народа сделается невозможным.

С почтением, Цви Вассерман

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>