ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
1
МАЙ

5 ияра

20 день омера

Глава Ахарей мот—Кдошим

Песах, кратко

Песах, кратко

Можно скачать pdf

בס»ד

Введение:

В наше время нечасто встретишь человека состоятельного, который живёт в большом доме и содержит штат прислуги. С другой стороны, малообеспеченная семья, как правило, не ютится в крохотной комнатушке, как раньше. Разумеется, в богатом доме все работы по подготовке к Песаху выполнялись обслугой, а в бедном нужно было почистить одну-две почти не меблированные комнатки, минимальный набор кухонной посуды и несколько носильных вещей. В то время подготовка дома к Песаху требовала существенных усилий. Столы делались из досок, соответственно, их нужно было не только помыть, но и выскоблить, чтобы быть уверенным, что в щелях не осталось крошек. То же касается полов – деревянных или земляных.

В наше время еврей в ловушке. Средняя современная квартира больше, чем 100 лет назад, много мебели, кухонной утвари и одежды. По объёму работ современная средняя квартира приближается к богатому особняку ХIХ века. С другой стороны, прислугу встретишь не в каждом доме. В результате вся эта работа падает на хозяйку дома, которая чувствует себя обязанной почистить и отскрести «как в былые времена», несмотря на то, что большая часть мебели в наше время гладкая – полированная или покрыта пластиком и т. п. То же касается полов. Иначе говоря, скрести в наше время, как правило, нечего.

Результатом этой ситуации является напряжённость в доме, сопровождающая подготовку к Песаху. Это совершенно не нужно. Домохозяйка превращается в комок нервов и не в состоянии ощутить радость праздника. Да ещё и не имеет сил участвовать в пасхальном Седере, выполняя возложенные на неё заповеди.

Вся семья (в том числе хозяйка дома) обязана наслаждаться Песахом, как и другими праздниками. Это заповедь из Торы, как объясняют наши мудрецы. Еврей должен ждать Песаха с радостью, а не грустить в его преддверии, как перед 9 Ава. Женщина в ночь «Седера» должна быть в силах исполнить все заповеди этого дня, как заповеди Торы, так и постановления мудрецов, вместе со всей семьёй. Ясно поэтому, что, выполняя обязанности кануна Песаха, нужно учитывать и сам Песах.

Предпасхальная уборка необходима, чтобы не нарушить запреты Торы и мудрецов, связанные с хранением «хамца» в Песах. Но, как мы сейчас увидим, эта работа не должна быть преувеличенной.

Этот сборник законов не ставит своей целью отмену существующих из поколения в поколение в народе Израиля обычаев. Но с недавних пор женщины начали брать на себя всевозможные устрожения, которые не являются продолжением древних традиций. Например, если человек не продаёт «хамец» на Песах, он безусловно обязан проверить всю свою посуду и вымыть её начисто, чтобы на ней не осталось «хамца», в соответствии с постановлением мудрецов искать и уничтожать «хамец». Но если осуществляется продажа «хамца», как это принято в наше время, и посуда во время Песаха хранится в закрытом шкафу, нет никакой обязанности до блеска, отдраивать каждую кастрюлю. Поэтому если человек, который упорствует в желании устрожить и проделать дополнительную работу, должен знать, что это может привести к многочисленным облегчениям в других вопросах, а иногда и к невыполнению заповедей Торы или постановлений мудрецов, особенно тех, которые связаны с пасхальным «Седером».

Многие женщины предпочитают сделать «чистоту» больше, чем того требует закон. Иногда весенняя уборка становится неотъемлемой частью подготовки к Песаху. Недопустимо, чтобы эти работы мешали женщине выполнять возложенные на неё заповеди. (хамец – что-либо сделанное из одного из видов злаков кроме мацы)

Общие замечания:

1. обязаны убраться во всем имуществе и проверить, что нет в нём «хамца» кроме ниже перечисленных случаев.

2. если в течение года не заносили «хамец» в это место, нет необходимости его убирать и проверять (делать «бдикат хамец»)

3. посуда, которой не воспользуются во время Песаха, «хамец» который в ней продают и нет надобности её проверять (делать «бдикат хамец»)

4. крошки, которые стали не пригодны в пищу, не считаются «хамцом», т.к. не пригодны в пищу (даже) собаке (что считается критерием запрещенного в Песах «хамца»)

5. общая обязанность искать и уничтожать крошки не существует, если каждая из них меньше «кезайта» (объёмом 28.8 см3) и они грязные, достаточно чтобы человек не стал бы это есть.

6. перед любым действием по подготовке (кошеровке) посуды, печи либо какой ни будь поверхности, которую нужно подготовить к Песаху (будь то кипячение либо другая обработка) обычно необходимо подождать 24 часа со времени последнего использования (чтобы использов ание не происходило в те же сутки что и «кошеровка»)

7. чистящее средство, которым пользуются для очистки от крошек, должен быть не пригоден в пищу человеку.

Конкретное применение:

1. пол: в наше время у нас, как правило, нет земляных полов, в которых могут оказаться глубокие ямки и трещины. По этому достаточно помыть облицованный пол с моющим средством и нет необходимости вычищать мелкие трещинки если моющее средство в них проникает. (см. общие замечания пункт 5)

2. кухонные шкафы: (если не воспользуются шкафом в Песах см. общие замечания пункт 3 и 5). Если шкаф все-таки будет использоваться в Песах, необходимо вынуть всю еду из него, вымыть тряпкой пропитанной моющим средством. Необходимо убедиться, что моющее средство проникло во все трещинки и достигло крошек, которые могли там находится. Принято после этого покрыть шкаф оберточной бумагой.

3. холодильник: вынуть пищу, промыть тряпкой пропитанной моющим средством. Принято покрыть полки. (стоит оставить в покрытии дырки для проветривания)

4. платяные шкафы: в случае существования возможности нахождения там «хамца», нужно проверить на присутствие крошек пригодных в пищу также как и больших кусочков «хамца». Если возможность нахождения в таких местах «хамца» мала, можно посоветоваться с раввином в каких случаях есть, а в каких нет необходимости проверять такие места. Этот закон включает в себя так же полки, тумбы, кладовые и любое другое подобное место. (См. общие замечания пункт 5).

5. подготовка раковин: почистить раковину (см. общие замечания пункт 6), вылить в неё и на стенки чайник кипятка. Есть те, кто выливает горячую воду с хлоркой в неё и в отверстие слива. Сегодня так же бытует обычай покрывать раковину (например, фольгой или чем-то подобным) или помещать туда пластиковую раковину (если это сделать не сложно, конечно же, стоит так и поступить).

6. поверхность стола: рекомендуется вымыть хорошенько с моющим средством. После чего сделать покрытие.

7. кухонные рабочие поверхности: если использовались для «хамца» в горячем состоянии, необходимо хорошо вычистить (см общие замечания пункт 6), после чего можно облить кипятком или же совсем закрыть так чтобы «кашерные» пасхальные продукты не могли вступить в контакт с поверхностью. Многие обычно стараются выполнить оба действия.

8. кран: просто вымыть без необходимости дополнительной обработки.

9. газовые плиты (верхняя часть): промыть поверхность плиты и её стороны, сильнодействующим средством промыть конфорки. Обычай, сложившийся сегодня – покрывать фольгой после обработки. Если есть желание пользоваться теми же решётками что и в течении года необходимо её хорошо почистить (см общие замечания пункт 6) и вернуть на место, после чего «кошеровать» посредством того что зажечь все горелки на максимально возможном уровне огня и накрыть листом жести (или толстой фольги) на время горения. Этот способ позволяет жару распространиться на всю верхнюю поверхность плиты и усиливает его по отношению к решётке. Дать горелкам прогореть, таким образом, 10-15 минут. Духовой шкаф: (если заинтересованы пользоваться им во время песаха) (а) вымыть его от всех крошек, которые могут быть пригодны в пищу тряпкой пропитанной сильнодействующим моющим средством. Если есть опасения, что остались крошки или кусочки, до которых добраться не возможно, стоит воспользоваться специальным чистящим средством для чистки плит. (после такой обработки спецсредством нет необходимости в дополнительной чистке (см общие замечания пункт 6) ). После этого нагреть внутреннюю часть плиты посредством включения на максимально возможный уровень температуры на один час (в электрических плитах необходимо выяснить каких температур достигает печь и в каких режимах). Если внутренняя часть съёмная, (и есть возможность заменить её) на время Песаха, конечно же, так поступить предпочтительней, (в таком случае нет необходимости нагревать печь, достаточно её вымыть). В случае если в дверце духового шкафа есть стеклянное оконце, стоит закрыть его фольгой с внутренней стороны. (б) не следует пользоваться решётками, которыми пользовались в течение года. Если же это необходимо то «кашеровать» обрабатывать их необходимо так же как саму печь. (если печь использоваться в Песах не будет — нет необходимости в том, о чем говорилось ранее, необходимо, лишь убедиться в том, что там нет «хамца» пригодного в пищу и заклеить (например, клеящей бумагой) её на все время «песаха»).

10. кастрюли сковороды тарелки столовые приборы: любой предмет, которым не воспользуются в «песах» стоит спрятать в закрытом или труднодоступном месте, так чтобы не забывать что не будет пользоваться им в Песах. Если есть опасение, что в них остался «хамец», необходимо позаботится о том, чтобы он был продан. Если же продаваться «хамец» не будет посуду необходимо вымыть или замочить с чистящим средством. Нет необходимости её скрести. (как «кашеровать» подготовить посуду кипятком для использования её в Песах стоит проконсультироваться с раввином).

11. Кухонный комбайн/миксер – требуется посоветоваться с раввином.

12. Посудные полотенца – если нет специальных полотенец для Песаха, можно пользоваться обычными, при условии, что они были постираны со стиральным порошком, и на них не осталось крошек. (Принято иметь набор специальных посудных полотенец на Песах).

13. Скатерти для Песаха – можно гладить их тем же утюгом, которым пользовались весь год. 14. Одежда, одеяла и т. д. – если они были постираны со стиральным порошком или прошли химчистку, их не нужно проверять (см. Общие замечания, пункт 5). Если же это не так, всё это нужно тщательно почистить щёткой или вытряхнуть на улице. Если же есть вероятность, что крошки забились в швы или остались в карманах и других местах, из которых их сложно вытряхнуть, нужно протереть эти места тряпкой, смоченной моющим средством. Разумеется, можно запереть в шкафу вещи, которые не будут использоваться в Песах, и продать «хамец», который в них находится. В таком случае проверять эти вещи не надо. (см. пункт 10 в связи с кастрюлями)

15. Сидуры, бирконы, книги – в книгах, которые бывают на обеденном столе, как то сидуры, бирконы и тому подобное, между страниц часто забиваются крошки. Поэтому их нужно спрятать вместе с не кошерной на Песах посудой, и продать «хамец», который в них содержится. Остальные книги, если есть опасение, что в них тоже есть крошки, желательно проверить, но можно пользоваться ими и без проверки, при условии, что эти книги не попадут на обеденный стол или не будут находиться вблизи еды. Если же проверка была сделана, то эти книги можно класть и на стол.

16. Игрушки – если в них находится пригодный в пищу «хамец», его необходимо извлечь, а игрушку помыть. Если же извлечь «хамец» невозможно, по крайней мере, нужно сделать его непригодным в пищу (см. Общие замечания, пункт 5). Скрести игрушки не надо.

17. Тхина и другие бобовые – можно продолжать есть их и после того, как дом очищен на Песах, но запрещено готовить их в пасхальной посуде, и конечно запрещено есть их в сам Песах (по ашкеназскому обычаю).

18. Проверка комнат – если слишком сложно проверить все комнаты за одну ночь, можно разделить работу и проделать её в предыдущие ночи в соответствии с законами о поисках «хамца». Нельзя оставлять «хамец» в комнате, которая убрана и проверена. Нельзя благословлят ь «на уничтожение хамца» до ночи 14 нисана. Поэтому необходимо оставить хотя бы одно место, куда обычно заносят «хамец», без проверки, до этой ночи, чтобы иметь возможность благословить и выполнить заповедь поисков «хамца» в этом месте. Но даже если дом полностью подготовлен к Песаху, принято, что домочадцы прячут 10 кусочков «хамца», и тогда поиск производится по всем правилам.

19. Пища, которая упала на стул или пол в Песах, должна быть помыта, но только из гигиенических соображений. Но «хамцом» эта пища не становится, даже если она горячая.

20. Последние приготовления – например, накрывание стола и тому подобное. Очень желательно закончить их хоть немного заранее, чтобы хозяйка имела время отдохнуть. Следует быть готовыми начать «Седер» сразу после молитвы, чтобы быть уверенными, что дети не уснут посреди «Седера».

Основные законы «Седера»

Введение

Есть женщины, которые после благословений «амоци» и «аль ахилат маца» съедают немного мацы и начинают бегать от стола на кухню и обратно. Второй раз они пробуют мацу «между забегами». Таким образом, они не выполняют заповедь кушать мацу, поскольку «кезайт» мацы для этого необходимо съесть в течение короткого времени. То же касается четырёх стаканов вина, «марора», заповеди «корех» и «афикомана». Мужья должны позаботиться, чтобы жёны спокойно сидели за столом всё время, которое необходимо для выполнения этих заповедей. Кастрюли на плите можно проверить и потом. Помните – речь идёт о заповедях, которые можно исполнить только один раз в году!

По поводу многих законов существуют различные мнения. В рамках этого сборника невозможно охватить их во всей полноте. Многие люди принимают на себя устрожения во всевозможных вопросах. На эту тему можно написать многотомный труд. В данном же сборнике п риведены только основные требования для того, чтобы выполнить букву закона. Если и это сложно, следует проконсультироваться с раввином.

Заповеди, связанные с мацой и «марором»

Размер – размер «кезайт» (как маслина) является половиной от размера «кебейца» (как яйцо). Есть разные мнения о том, изменился ли объём куриного яйца со времён Талмуда. По мнению Хазон Иша объём «кезайт» составляет 40-45 см3, а по мнению рава Хаима Ное – 25.6-28.8 см3. По мнению Мишна Брура (основной источник закона на сегодняшний день) в заповедях Торы следует ориентироваться на больший размер, а в постановлениях мудрецов можно удовольствоваться меньшим.

Очень трудно установить точно, какое количество ручной (круглой) мацы необходимо съесть, чтобы быть уверенным, что съел «кезайт» по тому или иному мнению. Необходимо посоветоваться с раввином. Тем не менее, если разломать мацу на мелкие куски и заполнить ими рот насколько это возможно, даже если во рту осталось ещё немного места, чтобы всё это прожевать, можно полагаться, что таким образом заповедь выполнена.

Важно отметить:

1) Необходимо использовать ручную (круглую) мацу для того, чтобы съесть два «кезайта» сразу после благословений «амоци» и «аль ахилат маца», а также для выполнения заповедей «корех» и «афикоман». Если это невозможно, следует посоветоваться с раввином.

2) «Корех» является постановлением мудрецов. Для его исполнения требуется «кезайт» мацы и «кезайт марора».

3) «Афикоман» также является постановлением мудрецов. Для его исполнения также требуется «кезайт» мацы. Желательно съесть два «кезайта», если это возможно.

4) Пожилые люди, больные и другие, кто не в состоянии съесть такие количества, должны проконсультироваться с раввином.

Временные ограничения

1) «Кезайт» по закону Торы – желательно проглотить хотя бы один «кезайт» за один раз. Если это трудно, то нужно съесть его за две минуты. Если же и это не удаётся, то хотя бы за 4 минуты.

2) В очень стеснённых обстоятельствах можно съесть «кезайт» за 5-6 минут (по некоторым мнениям).

3) В исключительных случаях полагаются на мнение, что и за 9 минут тоже достаточно.

4) Следует сидеть спокойно и тщательно пережёвывать мацу, прежде чем её проглотить. Отсчёт времени начинается с первого глотка.

5) Если тяжело пережевать мацу, можно выпить немного воды.

Четыре стакана

Какой напиток предпочесть 1

) Желательно пользоваться красным вином.

2) Если трудно пить вино, его можно заменить виноградным соком.

3) Если у человека аллергия на вино и виноградный сок, он имеет право выпить 4 стакана «напитка, принятого в этой стране», каждое место в соответствии со своим обычаем.

Размер стакана и количество напитка

1) Стакан должен вмещать минимум «ревиит»*.

Чтобы не задремать

А) лучше использовать стакан размера, не превышающего необходимого,

Б) можно выпить стакан воды сразу после того, как выпил вино (вода должна быть на столе в тот момент, когда благословляли на вино, для того, чтобы благословение распространялось и на них).

2) Желательно выпить всё, что есть в стакане.

3) Если это очень тяжело, достаточно выпить большую часть стакана.

4) Если человек выпил большую часть «ревиита» (что составило меньше половины содержимого стакана), заповедь считается выполненной, хотя изначально полагаться на это нельзя.

Временные ограничения

Желательно выпить весь стакан в 2 глотка. Если это тяжело, нужно допить всё за 4 минуты. При большой необходимости можно удовольствоваться питьём за 5-6 минут (по некоторым мнениям).

«Агада»

Время начала «Седера» – сразу после выхода звёзд. Как только мужчины вернулись из синагоги, следует начинать «Седер», чтобы дети не заснули до трапезы. По этой же причине следует стараться прочитать «агаду» быстро, а обсуждение и комментарии перенести на более позднее время.

«Асеева»

«Асеева» (особая поза во время «Седера» – полулежа, облокотившись на левую руку) была постановлена мудрецами для того, чтобы дать человеку ощущение свободы. Поэтому во время «Седера» человеку должно быть удобно. Принято, что женщины не облокачиваются. *

Размер «ревиит» :

По мнению Хазон Иша 150 мл

По мнению рава Мойше Файнштейна 97.6 мл (по более строгой версии 130.7 мл)

По мнению рава Хаима Ноэ 86 мл

Нужно отметить, что 4 стакана – это постановление мудрецов, а кидуш – заповедь из Торы.

Продукты «Кошер леПесах» (с сайта МЕРО).

Если не имеется возможности приобрести молоко с экшером, то разрешено молоко халав стам (не витаминизированное, без добавок и не длительного хранения). Его следует приобрести до Песаха.

Алкогольные напитки разрешено приобретать только с экшером «Кошер леПесах»

Мясо и куры — только со штампом «Кошер леПесах» (можно приобрести в Хоральной синагоге)

Молотые специи должны иметь экшер «Кошер леПесах»

Сухофрукты часто обрабатывают маслом, производимым из китнийот, поэтому их запрещено употреблять без экшера

Консервы — только со штампом «Кошер леПесах»

Разрешены:

рыба — любая кошерного вида, не подвергавшаяся обработке.

яйца – любые, лучше без печати (или смыть печать до Песаха).

соль поваренная (не йодированная) или морская.

Белый сахар-песок (коричневый сахар должен иметь экшер «Кошер леПесах»).

Орехи в скорлупе сырые.

Вода бутилированная питьевая.

Изюм Калифорнийский «Champion» с экшером OU.

Немолотые специи (перец горошек, гвоздика и т.п.).

Оливковое масло любое категории «Extra virgin olive oil».

Растворимый кофе «Nescafe Taster’s Choice Regular Coffee» (пр-ва США) в банках любого объема.

Мед в сотах.

Цельнозерновой и молотый кофе (без ароматизаторов и не бескофеиновый).

Чай непакетированный без добавок и ароматизаторов черный и зеленый.

Относительно средств использующихся для мытья посуды и т.п. см. «Предметы и средства обихода, которые могут быть использованы в Песах без сертификации».

Предметы и средства обихода, которые могут быть использованы в Песах без сертификации.

По мнению раввинов OU Kosher organization cледующие предметы и средства обихода

Эти, могут быть использованы в Песах без сертификации:

1. Алюминиевая фольга

2. Алюминиевые формы для выпечки

3. Детский крем

4. Пакеты (бумажные или пластиковые)

5. Гель для душа

6. Средства для очистки раковины и ванны

7. Свечи

8. Картон

9. Средства для чистки ковров

10. Древесный уголь для розжига

11. Кондиционеры для волос

12. Средства для чистки медных и металлических изделий

13. Косметика

14. Бумажные формы для кондитерских изделий

15. Стаканы и чашки (бумажные — только пр-ва США, пенополистироловые)

16. Моющие средства

17. Средства для мытья посуды

18. Сливные пробки

19. Защитная пропитка для тканей

20. Полироль для мебели

21. Стеклоочистители

22. Гели для волос, спреи и муссы

23. Лечебные средства для волос

24. Инсектициды

25. Изопропиловый (технический) спирт

26. Средства для очистки и полировки ювелирных изделий

27. Средства для стирки

28. Лосьоны

29. Салфетки (бумажные)

30. Средства для очистки духовок

31. Бумажные полотенца

32. Парфюмерия

33. Пластиковые контейнеры

34. Тарелки (бумажные — только пр-ва США, пластиковые или

35. пенополистироловые)

36. Мочалки и стиральные порошки

37. Шампуни

38. Крем и гель для бритья

39. Лосьон после бритья

40. Средства для полировки серебряных изделий

41. Кремы

42. Мыло

43. Зубная паста

44. Дезодоранты

45. Лосьоны для загара

46. Присыпка (100% тальк)

47. Средства для мытья унитазов

48. Фильтры для воды

Относительно использования ополаскивателей для рта существуют разные мнения алахических авторитетов. Для получения разрешения к употреблению в Песах определенного ополаскивателя обратитесь к своему раввину.

Правила приема лекарств в Песах.

По мнению раввинов OU Kosher certification

1. Лекарства в виде кремов, не жевательных таблеток и инъекций могут находиться в собственности и использоваться в Песах, даже если они содержат хамец или китнийот, так как они несъедобны. Однако, предпочтительно использовать заменитель не содержащий хамец, если такой имеется. Для детей разрешено размолоть в порошок лекарство, содержащее хамец, и добавить его в еду.

2 . Жидкие лекарственные средства, жевательные таблетки и таблетки, покрытые ароматизированной оболочкой, могут содержать хамец. Также проблематичными являются капсулы, которые могут содержать съедобный некошерный желатин.

Поэтому:

а. Если это возможно, они должны быть заменены (под руководством врача ) на не жевательные или не покрытые оболочкой таблетки.

б. Если замена невозможна, и человек находится в состоянии «сакана» или «сафек сакана» (любая возможная опасность для жизни человека), то разрешено хранить и употреблять такие лекарства, которые содержат хамец. То же касается ситуации, когда человек еще не находится в ситуации «сафек сакана», но его состояние может ухудшиться в результате отказа от приема лекарств.

Следует проконсультироваться у раввина относительно того, когда предпочтительнее купить лекарства (до или во время Песаха), а также как распорядиться остатком лекарств в случае, если опасность для жизни минует.

с. Если замена невозможна, и врач утверждает, что нет никакой возможности избежать опасности для жизни человека кроме как принимая лекарство, содержащее хамец, то необходима консультация раввина для определения кошерности лекарств и серьезности состояния пациента.

3. Во многих случаях лекарственные средства, содержащие китнийот, разрешены для больных. В данном случае также необходима консультация раввина.

4 Необходимо проконсультироваться с врачом и раввином перед тем как принять решение об отказе от каких-либо лекарственных средств в Песах.

5 Вышеизложенные рекомендации не затрагивают более общий запрет на употребление лекарственных средств в Шаббат и Йом Тов.

Из письма р. Исроэля-Меира Левингера: »

Закон гласит:

Все капсулы можно использовать в Песах.

Большинство таблеток также можно использовать. Особенно, если лекарство принимается постоянно, менять не следует. Аспирин и большинство анальгетиков можно использовать.

Большинство авторитетов разрешают всё для наружного применения.

Вопрос, используется ли в таблетках мука.»

 

Список того что считается КИТНИЕТ. Следующие продукты считаются китнийот:

Фасоль

гречка

тмин

кардамон

кукуруза

фенхель

пажитник (уцхо-сунели)

чечевица

просо

горчица

горох

мак

рапс

рис

кунжут

соя

подсолнечник

 

Следующие продукты, не считаются китнийот, но могут требовать специальную проверку:

анис

бобы рожкового дерева

кориандр

хлопок

кумин

гуаровая смола

лен

камедь бобов рожкового дерева

шафран

Следующие продукты могут быть отнесены к китнийот и, следовательно, не используются:

амарант

арахис

Песах кашер ве самеах! Кашерного и веселого праздника Песах! Пускай Б-г благословит нас в этом году выйти из наших несчастий так же как вывел из Египта наших предков!

Р. Леви Ицхак Шпендик.

 

Материал рош ешиват «Тора Ор» рава Хаима Пинхаса Шайнберга. (перевод: р. Шимон Анетдинов р. Леви Ицхак Шпендик)

 

 

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*