ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
23
АВГУСТ

Сегодня17 элуля

Канун субботы (см. время зажигания свечей)

Недельная глава Ки таво

Награда за заповедь (Ки теце)

Награда за заповедь (Ки теце)

В какой-то мере можно сказать, что наш недельный раздел Ки теце наиболее точно и четко отражает еврейскую жизнь. Этот раздел, пожалуй, можно назвать самым насыщенным разделом Торы. Но насыщен он не описаниями событий. Он насыщен заповедями. Это – самый богатый заповедями раздел. В нем приводятся 74 из 613 заповедей — 27 предписывающих и 47 запрещающих.

Тут и закон о возвращении пропажи и закон смертной казни, и запрет ношения одежды противоположного пола и заповедь ограждения, и предписание сдерживать свое слово и запрет брать проценты, и детали еврейского брака и, не дай Б-г, еврейского развода. Здесь регламентируются и учитываются отношения и к противоположному полу, и к окружающим, нуждающимся в нашей помощи, и к противникам на поле боя, и к беглым рабам, и к наемным работникам, и к работодателям, и к малоимущим слоям общества, и к домашним животным. И многое-многое другое.

Причем очень часто здесь прослеживается прямая связь между заповедями. Иногда речь идет о двух сторонах  одной монеты. Например, с одной стороны упоминается закон, позволяющий еврейскому суду подвергать нарушителей закона заслуженному наказанию. Но с другой – ни в коем случае не превышать меру. Причем мера эта – строго индивидуальна для каждого.

А иногда прослеживается прямая связь, о которой говорится в Поучении отцов: «…заповедь тянет за собой заповедь, а проступок – проступок. Ибо плата за заповедь – заповедь, а плата за проступок – проступок». Так, начинается этот раздел с известного закона, позволяющего в порядке исключения жениться на прекрасной пленнице, а затем переходит к законам о ненавистной жене, бунтующем сыне и дележе наследственного имущества.

И наши комментаторы делают вывод: не все, что можно – нужно. И даже там, где нет прямого запрета, и есть место исключению, стоит призвать себе в помощь дальновидность. Выбирая жену на грани сомнительного, исключительно по внешним признакам, нечего удивляться, что следующим шагом может стать «ненавистная жена», потом – бунтующий сын, потом – проблемы с наследством (и, между прочим, наследственностью).

Потому что каждый последующий шаг, так или иначе, связан с предыдущим. И говорится, что Всевышний ведет человека именно тем путем, которым хочет идти сам человек. При этом если человек хочет избрать путь проступков – ему просто не мешают. Но если он выбирает путь заповедей – ему на этом пути еще и помогают.

 Имануэль Либер

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>