ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
15
НОЯБРЬ

Сегодня 3 кислева 5776 год

Глава Ваеце

Дочку приучают к «новогодней елке»

Дочку приучают к «новогодней елке»
Ребенок, елка, новый год

Уважаемый рав Эссас!

Я разведен. Моя бывшая жена, ее родители, моя дочь 8 лет живут отдельно. Задача передо мной простая и неразрешимая. Дело в том, что все эти годы еврейские дед и баба усиленно приучают ребенка к елке, дедморозам, елочным представлениям и т. д.

Как можно объяснить 8-летнему ребенку, что теперь все это вдруг отменяется? Ведь это все равно, что отменить день рождения.

Пока что я принял индифферентную позицию — я ее на елочные представления не вожу, восторгов по поводу елок и дедморозов не высказываю.

Пусть она хотя бы знает, что отцу это не нравится.

Марьян Беленький
Иерусалим

Вы оказались в сложном положении. Но все же можно наметить пути решения проблемы. Ведь цель у Вас, наверное, очень понятная — сделать все, что в Ваших силах, чтобы Ваша дочь прониклась красотой и душевным теплом еврейской традиции.

И не так уж и важно, что на данном этапе Вашу дочь приучают к чужому мировоззрению и образу жизни (конечно, это крайне огорчительно и болезненно для души)… Однако важнее, по-моему, другое:

1. Чтобы Вы смогли найти «правильную формулу», свой индивидуальный путь интенсивного изучения Торы (по возможности — час или несколько часов в день). И — претворения в жизнь ее законов (правильное отношение к людям, соблюдение законов кашрута, шаббата и т.д.).

2. Я не знаю конкретных деталей Вашей ситуации, но уверен, что Вы встречаетесь с дочерью, что время от времени она гостит в Вашем доме. Поставьте перед собой задачу: сделать так, чтобы каждая встреча с Вами и особенно — пребывание в Вашем доме, были для нее источником приятных воспоминаний. А для этого не следует «пичкать» ее наставлениями, как правильно себя вести. Лучше — рассказывать истории из Торы, Мидрашей, какие-то реальные случаи из недавнего прошлого. Совсем необязательно, чтобы эти истории были назидательными. Важно — чтобы они возбуждали мысли и чувства. Главное, что должен вынести ребенок из этих рассказов, это — чистая вера во Всевышнего (и ни в кого больше!) и ощущение надежности мира, от того, что им правит Творец. И — гордость за духовные деяния своего народа. Естественно, следует учитывать при этом возрастные особенности восприятия дочери.

3. В шаббат и праздники постарайтесь создать неформальную, легкую и нескучную атмосферу, не нарушая, конечно же, правила. Самое главное здесь — чтобы дочь почувствовала, что, соблюдая законы шаббата, Вы абсолютно искренни. И еще: что в этом — правда.

Очевидно, что Ваша дочь своими вопросами может иной раз поставить Вас в конфликтную ситуацию. Например, рассказывая, что за бутерброд ей сделала бабушка. Или — о том, куда они ездили в прошлую субботу. Или — о той самой «новогодней елке».

Тут от Вас потребуется максимум мудрости и доброты. В данном случае Вам придется, как «заправскому канатоходцу», пройти по канату и не оступиться. С одной стороны, перед Вами задача — не вовлечь дочь в мировоззренческий конфликт (чтобы ей не надо было делать выбор). С другой — чтобы у нее не осталось впечатления, что «каждый может жить, как хочет (папа — так, мама — иначе), что тот и иной образ жизни — равнозначны.

Если нет возможности уклониться от ответа, я бы рекомендовал говорить правду — в таком приблизительно духе: «Мы — евреи. Я стараюсь жить так, как всегда жил мой народ. Но даже в Израиле не все, к сожалению, получают еврейское воспитание. Остается надеяться, и мы ждем этого, что наступит время, когда все евреи будут жить по еврейским законам…». Выразите ей свою надежду (не требование) на то, что она, когда подрастет, и у нее будет свой дом, она тоже будет жить по-еврейски. Перенося проблему на будущее — «когда она станет взрослой», Вы оградите свою дочь от конфликта в материнском доме; ведь ей, вполне вероятно, может прийти в голову мысль о том, что надо немедленно «заставить» маму соблюдать еврейские законы.

Еще раз подчеркну: главное — создать в сознании дочери ассоциативные связи между еврейским образом жизни и — добротой, внутренней правдой.

Автор текста Элиягу Эссас

 

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>