ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
28
АВГУСТ

Сегодя 24 ава

Глава Ръэ

Другие скрижали (Экев)

Другие скрижали (Экев)

«И схватил я две скрижали, и бросил их из обеих моих рук, и разбил их» (Дварим 9:17)

Тема разбития Скрижалей Завета требует особого объяснения. Почему Моше без повеления свыше разбил данные Б-гом Скрижали? Возможно, он полагал, что, совершив грех золотого тельца, евреи лишились потребности в Торе. Хотя, казалось бы, ему стоило повременить со столь кардинальным и необратимым решением вопроса. Не лучше ли было попробовать подождать возможного раскаяния народа, прежде чем сначала разбивать первые скрижали, а затем умолять Творца даровать вторые?

Ключ к ответу мы можем найти в трактате Эрувин (44а.). Говорит Талмуд: «Что означает выражение Торы – «высечено на скрижалях»? Если бы первые скрижали не были разбиты, Тора бы никогда не забылась в еврейском народе».

Объяснение этого отрывка мы находим у комментаторов: первые скрижали обладали удивительным свойством – стоило человеку хоть раз выучить что-нибудь из Торы, это учение навсегда запечетлялось в его памяти.

Увидев евреев, согрешивших с золотым тельцом, Моше не на шутку испугался, что теперь, благодаря уникальной силе скрижалей, может произойти осквернение святости. Каким образом? Теперь каждый подлец и мерзавец сможет прикоснуться к самым сокровенным тайнам Торы и, став ее носителем, осквернить ее. Поэтому ему было так важно разбить первые скрижали и получить им замену.

В чем же был корень особой силы первых скрижалей? В том, что их буквы держались в воздухе. В чем, в свою очередь, был корень этого явления? В том, что и сами скрижали, и записанные на них заповеди были непосредственно творениями Всевышнего. Поэтому буквы и висели в воздухе, не опираясь на скрижали.

Что касается вторых скрижалей, они уже не были деянием Творца, а творением рук человека – самого Моше. Как сказал ему Творец: «Высеки себе». И что касалось этих скрижалей, тут все намного больше подчинялось законам природы, а буквы высеченных заповедей держались уже только при определенных условиях, да и вообще, для того, чтобы сделать новые скрижали, Моше потребовалась длительная подготовка и работа.

Мы знаем, что евреи приняли Тору со вторых скрижалей. Эти скрижали стали символическим примером получения Торы во всех поколениях. С того момента каждый, желающий выучить Тору, должен был сам подготовить свои «скрижали», чтобы записать на них слова Всевышнего, – подготовить себя, свое сердце к восприятию Торы. А это значит, что принятие Торы теперь напрямую зависит от того, насколько человек работал над собой и над своей богобоязненностью. И когда человек теряет свои «скрижали», свой моральный облик, он автоматически теряет и выученную Тору, записанную на этих «скрижалях».

Становится понятным, что, разбив первые скрижали, Моше нашел выход, как избежать опасности, что Тора попадет к недостойным, потому что теперь личное получение Торы – не безусловно, не «держится в воздухе», не опираясь на скрижали, а зависит от личной работы человека над собой, над своими «скрижалями». Только так может он удостоится дарования Торы с Небес, а, морально опустившись, потеряет то, что уже имел. И теперь то глобальное осквернение святости Торы, которого так боялся Моше, благодаря его решительности и находчивости стало в принципе невозможным.__

На основе лекций благословенной памяти рава Пинкуса

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*