Все материалы сайта предназначены для лиц, исповедующих иудаизм
 
ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
8
ИЮНЬ

12 ияра

27 день омера

глава Эмор

Как рассказать ребенку девяти лет о Песахе? И, главное, как передать духовную составляющую Исхода?

Как рассказать ребенку девяти лет о Песахе? И, главное, как передать духовную составляющую Исхода?

Вопрос

Шалом, уважаемые раввины! Прошу вашего совета, как лучше ребенку 9-ти лет рассказать о празднике Песах, об Исходе и, главное, как передать духовную составляющую Исхода. Есть ли какие-то мидраши для детей или статьи? Н.

Ответ

Уважаемый Н.!

Рассказ о выходе из Египта — это повеление из Торы: הגדת לבנך— расскажи сыну своему. В этой мицве наиболее ярко выражена идея передачи еврейского наследия из поколения в поколение и, в первую очередь, свидетельства о том, что при выходе из Египта Творец раскрылся народу Израиля и удостоил его явных чудес вопреки всем законам природы.

Чтобы выполнить повеление по всем правилам, надо, прежде всего, чтобы сами родители понимали его суть и подготовили себя должным образом.

Непосредственно мицва исполняется во время праздничной пасхальной трапезы. Глава семейства рассказывает всем присутствующим, обращаясь, в первую очередь, к своим детям, о выходе из Египта. Этот рассказ зачитывают из Агады.

Тут следует подчеркнуть, что, конечно же, важно всё прочесть и правильно передать информацию о том, что произошло и как произошло, но это не основное в выполнении мицвы. Основное — создание атмосферы и ощущения, что не они тогда, а мы сами сейчас выходим из Египта, из рабства на свободу. При этом важно подчеркнуть тяжесть рабства и крылатую радость свободы. И чем больше мелких деталей будет упомянуто, тем больше шанс, что такое ощущение у присутствующих появится. И в конце как результат — благодарность Творцу за невероятное благо нашего избавления…

Получается, что главное не сам рассказ, а то, какие выводы можно из этого сделать, и то, как это касается нашей жизни. Для этого можно рассказать и о личном выходе из рабства. Те, кто пострадал от советской власти, могут рассказать, как они оттуда вырвались. Более молодое поколение — о выходе на свободу в личной борьбе со своим дурным началом. О темноте рабства материальной зависимости и выход на свет духовной свободы…

Что же касается детей, то выполнение мицвы состоит не столько в прямом повествовании и объяснении, сколько в том личном примере, который они видят: как вы готовитесь к Песаху; как обсуждаете подготовку к лейл а-сэдэр — Пасхальной трапезе; с каким воодушевлением ведёте её; как мама, то есть, Ваша жена Вас слушает; в какой мере дети в центре вашего внимания и т.д.

Порой бывает, что в подготовке к лэйл а-сэдэр сын задаёт вопросы: что это и для чего это? А родитель в спешке может его «попросить» не мешать… Надо знать, что правильный ответ на эти вопросы и есть выполнение заповеди…

Кроме главы семейства, рассказывающего об Исходе, активными участникамисэдэра являются дети. Один за другим, по старшинству, они зададут арба кушийот— «четыре вопроса». Дети, как правило, знают их наизусть (если путаются, все помогают). Надо создать вокруг этого большой ажиотаж, всё внимание к ним, центральное событие, восхищаться и хлопать в ладоши.

Можно с ними устроить и представление. Это не наша традиция, но, тем не менее, с детьми можно «организовать» их личный выход из Египта. Приготовить заранее им палки в руки, нагрузить подушки на плечи, и когда все будут петь Авадим айину, они обойдут стол несколько раз…

Можно также наглядно показать, как сохранилась еврейская традиция. Взять руку сына с одной стороны, дедушки — с другой, и объяснить сыну, что вот так, представь, и наш прадедушка, держит руку дедушки, и так цепочка всех наших предков держится за руки до поколения выхода из Египта.

Песах кашер вэ-самеах!

С уважением, Ашер Кушнир

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Сайт продаетсяX
Чтобы купить этот сайт, укажите свой email и наш менеджер с вами свяжется.