ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
10
ФЕВРАЛЬ

Сегодня 21 Шват 5775

Недельная глава Мишпатим

Афтара Ирмеягу, гл.34, ст.8-22; гл.33, ст.25-26

Не движемся с женой в одном темпе

Вопрос:

Мы с женой сделали тшуву два года назад, но у меня с ней постоянные споры на религиозной почве. Каждое продвижение в соблюдении мицвот встречается в штыки. Как только я снова начинаю свою «пропаганду» — скандалы и истерики разгораются с новой силой. Ощущение, что я теряю с ней всякую связь. Что делать, когда темпы продвижения разные?

 

Ответ:

Не могу ответить лично Вам, не зная всех обстоятельств, но предположить, почему это может происходить, не так сложно.

Как правило, делая первые шаги в еврейской жизни, мы начинаем изучать законы Торы и постепенно, советуясь с раввинами, начинаем их соблюдать. Но когда возвращаемся домой, почему-то забываем, что то, как надо относиться к жене, детям и родителям и их продвижению в соблюдениимицвот, — это тоже Тора. Это тоже надо изучать. Проблема в том, что мы не учим эту часть Торы и никого не спрашиваем. В результате происходит следующее:

Пример 1

Клара вошла в дом и просто объявила мирно пасущемуся между телевизором и холодильником мужу, что с сегодняшнего дня мы соблюдаем субботу… и все! И уже скоро как год прошел, а упрямый муж все еще сопротивляется. Жена с удивлением спрашивает: а почему он не хочет соблюдать субботу?

Пример 2

Абраша зашел домой и торжественно произнес: «Все! С сегодняшнего дня мы этоткашрут есть не будем!». А жена уже успела наготовить на неделю. Целый день стояла, варила, пекла и… очень «обрадовалась», что все надо выбросить! Теперь муж с искренним изумлением спрашивает: а почему жена не хочет продвигаться в соблюдении кашрута в доме?

Если внимательно и более глубоко присмотреться ко всем обстоятельствам споров в таких семьях, то обнаружится, что за всеми религиозными войнами не кроется ничего религиозного! Увы, это всего лишь продолжение все тех же старых проблем.

Решительная Клара не первый раз рубит сплеча и устраивает сюрприз своему тихоне-мужу, а для «праведного» Абраши нет принципиальной разницы между заявлениями «Все, с сегодняшнего дня мы соблюдаем другой кашрут» и «Все, с сегодняшнего дня мы переходим на кефир». Это те же властные натуры, которые, не задумываясь, привыкли навязывать свое мнение другим. Более того, само решение продвинуться в соблюдении мицвот означает, что их исполнение в первую очередь возлагается не на себя, а на других! Поэтому супруги и сопротивляются, но… не религиозности близкого человека, а его безапелляционности и надменности.

Получается, что причина споров может крыться не в отсутствии желания у жены идти в ногу с мужем в соблюдении мицвот, а, наоборот, в нежелании «религиозно-сознательного» мужа менять себя и относиться к жене так, как предписывает Тора.

Что же делать?

Во-первых, начните с вопроса: «Что не делать?». Надо унять себя и прекратить заниматься «пропагандой» и «воспитанием» супруга! Любой человек сотворен с заранее встроенным в него механизмом духа противоречия, и очень важно не «врубить» его. Поэтому не следует ни повелевать, ни приказывать, ни указывать, ни учить ее жизни, ни… То есть, не следует своими же руками отбивать у нее желание идти с Вами в ногу.

Во-вторых, если Вы хотите видеть продвижение со стороны супруги, наберитесьТЕРПЕНИЯ. Как Вы сами пришли к решению изменить свою жизнь, так и Ваша жена должна сама прийти к этому решению. Даже если это займет гораздо больше времени, чем Вы предполагали. Изменение в жизни — это сложнейший процесс, который может проходить в течение многих лет. И не надо мерить по себе! Видишь, я уже готов, правда, это заняло у меня два года, но ты меняйся сразу…

Чем больше терпения и терпимости будет с Вашей стороны к продвижению Ваших близких, чем больше готовности к постепенным и медленным изменениям, тем быстрее эти изменения произойдут!

В-третьих, постарайтесь «религиозного» внимания больше уделять не жене, а себе. А вот «человеческого», наоборот, не себе, а жене. Как результат, жена будет довольна мужем и своей супружеской жизнью. А когда жена довольна, то она не только даст мужу продвигаться в соблюдении мицвот без «скандалов и истерики», но и сама будет бегать за ним с предложениями, как укрепиться в их соблюдении.

Что же конкретно предпринять?

Разберем на примере Абраши и кашрута. Как может Абраша поднять всю семью на еще одну ступеньку соблюдения кашерности пищи?

  1. Начать с того, что Абраше следует начать хвалить жену всем вокруг, причем, желательно, так, чтобы она это слышала. Можно также ей лично сказать вслух, что муж ею очень доволен. А если Клара уже старается кормить Абрашу питательной пищей с минимальным кашрутом, то он должен просто начать «носить ее на руках». По еврейскому принципу «признания добра» (акарат а-тов) необходимо замечать даже самые мелкие положительные изменения и почаще выражать жене за это свою глубокую признательность.
  2. Затем, как бы, между прочим, без повелительного и назидательного тона Абраша заводит с женой непринужденную беседу о видах кашрута: «Клара, ты слышала, оказывается, есть проблемы…». Через несколько дней эту тему можно еще больше развить и более детально вспомнить о ней в субботу. Клара видит, что Абраша озабочен, Абраша думает… Теперь Абраша может спросить жену, а что она думает… В идеале, Клара сама предложит начать есть «как положено», но если она окажется несмекалистой и намеков не понимает, то Абраша мягким и уверенным тоном может напрямую попросить ее помочь начать соблюдение более строгого кашрута. «Клара, ты мне поможешь??» А какая Клара не поможет Абраше!?

Итак, принцип простой: все, что может разъединить мужа и жену, необходимо превратить в источник их связи и единства. Жена должна быть не врагом, а союзником и единомышленником в каждом шаге по еврейской жизни!

Рав Ашер Кушнир

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>