ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
8
ИЮНЬ

12 ияра

27 день омера

глава Эмор

«Совершенная мера» глава 3

«Совершенная мера» глава 3

«Совершенная мера» 3. Упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел

Глава третья из книги Виленского Гаона «Эвен Шлема»: упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел.

Перевод с иврита: Пинхас Зиндман

Глава 3

Упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел

  1. Упование на Всевышнего и довольствование [тем, что есть] — это общие основы всех хороших качеств. И они — противоположность страсти (таава) и вожделению(хемда). Устой же всему — упование, и тот, кому не достает упования на Всевышнего, не сможет сохранить [выученную] Тору.
  2. Все преступления и грехи происходят от вожделения (хемда), как уже сказали, ибо «Не возжелай» (по тахмод) включает в себя все Десять речений и всю Тору. А довольствование малым — противоположность вожделению — основа всей Торы. Это -цельная вера, при которой человек не беспокоится о том, что будет завтра. Человек, в чьем сердце есть качество упования на Всевышнего, даже если он совершает тяжкие грехи, лучше того, у кого недостаточно упования, поскольку этот недостаток приводит его к зависти и ненависти [к другим людям]. И это несмотря на то, что он занимается Торой и делает добрые дела, так как все это он делает только чтобы прославиться.
  3. В ловушку вожделения иногда попадаются даже изучающие Тору и Б-гобоязненные люди, поскольку сначала они представляют, что эти [их желания] необходимы для существования мира и «хороша Тора с мирскими занятиями». После этого человек тянется за излишествами и говорит, что все это нужно ему, чтобы учить Тору без стеснения и приносить пропитание в свой дом. А после того, как достигнет всего этого, он скажет, что ему необходимо позаботиться о старости или оставить на случай болезни, но «много замыслов в сердце человека…».
  4. Два вида силы есть в служителях Всевышнего, [и в соответствии с этим] они называются богатыри (гиборим) и сильные люди (аншей хайиль). Богатырь — это тот, кто покоряет свое влечение ко злу в момент, когда близок к совершению греха. А сильные — это непреклонные люди, которые полностью уповают на Всевышнего и занимаются Торой, не обращая внимания на сыновей и домочадцев, просящих хлеба, как написано (Эйрувин 22): <>br»Черные, как ворон» — потому что делает себя жестоким к своим детям, как ворон. Что делает ему Всевышний? Находит человека, который будет его материально поддерживать, как Иссахар и Звулун.
  5. Человека, который был злодеем в первом воплощении (гилгуле), Всевышний спускает в этот мир при ущербе луны, и тогда он всю жизнь при недостатке, даже если он сейчас абсолютный праведник. Это тот случай, когда «праведнику плохо», как написано в Зоаре. И об этом сказали: «Это зависит не от заслуг, а от созвездия (мозоль), [под которым родился]» (Моэд катан 28а). А ецер аравозбуждает в сердце такого человека зависть при виде людей своего круга, у которых есть достаток в этом мире, и подбивает его отстраниться от Торы и заняться коммерцией. И когда человек борется с ним, помня, что «лучше один час удовлетворения в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом мире» (Авот 4:22), то на это ецер ара возражает словами мудрецов: «Тот, кто пользуется плодами своего труда, более велик, чем Б-гобоязненный» (Брахот 8а). И хотя человек слушает его [ецера] совета и исполняет сказанное мудрецами(Нида 706): «Что должен сделать человек, чтобы разбогатеть? Пусть увеличит торговлю и торгует честно», и также много молится — ничто не в состоянии помочь ему, поскольку родился под плохой звездой, (как сказали в Мидраш Танхума [Матот] на стих «Ибо не от востока, и не от запада, и не от пустыни возвышение» — Теплим 75:7), и не хватает ему то одного, то другого… Поэтому не следует прислушиваться к совету ецера ара и гнаться за удачей.
  6. Есть два места в Геиноме (аду): «глубокая яма» — для вожделевших, потому что хотели возвысить себя, и «узкий колодец» -для того, кто поддался телесным страстям, за то, что хотел дать волю своей животной душе. Противоположное [этим двум местам] в святости — «и воздвигну Я тебя на высоты земли [противоположность «глубокой яме»], и дам вкушать наследие твоего праотца Яакова», наследие без границ, противоположность «узкому колодцу».
  7. Вследствие греха нечестной торговли клипат нога [сила, связанная со злом] крадет души и обилие пропитания у [сил] святости.
  8. Если человек украл у товарища и не вернул ему до конца их дней — [оба] вынуждены пройти перевоплощение.
  9. Занятие делами этого мира в страхе [перед Б-гом] полезно для Торы и заповедей как удобрение саду. А если человек служит Всевышнему также и своим имуществом, его работа совершается другими. Но если служит только всем сердцем, то делает свою работу сам, как написано: «И соберешь свой хлеб»(Дварим 11:14).
  10. Хорошо сближаться с бедняками и с ведущими себя смиренно и сидеть с ними, потому что таким образом человек приобретет качество довольствования имеющимся и будет рад своей доле. Если же сойдется с богатыми, то даже если заработает много денег, все ему будет мало в погоне за суетным, как написано(Коэлет раба 1:13): «Когда человек умирает, и половины вожделенного нет у него».
  11. Лучше для человека не копить деньги и давать деньги на благотворительность — и тогда он легко выполняет обязанность благотворительности, давая, возможно, больше должного, чем быть богатым и не давать, сколько подобает ему по своему положению.
  12. Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред мируИсточник: http://toldot.ru/tora/articles/articles_254.html

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*