ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
11
АВГУСТ

Сегодня 7 ава

Глава Дварим

Будничная святость (Дварим)

Будничная святость (Дварим)

Всевышний говорил с нами в Хореве (одно из названий горы Синай), сказав: «Довольно вам сидеть у этой горы. Обратитесь и отправляйтесь в путь, и идите к горе эморейца и ко всем его соседям» (Дварим 1:6-7).

Раши приводит слова мидраша: «Довольно вам сидеть у этой горы – велика ваша слава и ваша награда за то, что вы сидели у этой горы. Вы соорудили тут походный Храм и Менору, и Храмовую утварь, получили Тору, назначили себе Санхедрин, тысячников и сотников». И, казалось бы, после столь возвышенных слов о величии еврейского народа на горе Синай Торе стоило бы продолжить говорить с ними о фундаментальных вещах, объяснять детали законов, а не переходить к теме следования к «горе эморейца и всех его соседей». Такая резкая смена темы немного режет слух.

Давайте разберемся. На первый взгляд можно подумать, что тот, у кого есть столь возвышенная Тора, со столь возвышенными законами и труднейшими деталями, просто неспособен жить среди людей. Его место – безлюдная пустыня, где и была дана Тора. Это – первый, инстинктивный порыв.

Однако Тора требует от нас иного. Легко не мстить, не злопамятствовать и не сплетничать, когда ты живешь среди праведников-отшельников. Другое дело – достичь этого уровня, невзирая на всю скопившуюся на сердце боль, живя среди таких же ранимых и ранящих людей, как ты. Легко перебиваться с хлеба на воду в пустыне, где не найдешь других гастрономических соблазнов, в отличие от современных мегаполисов с их впечатляющим ассортиментом, отнюдь не всегда отвечающим стандартам кашрута. Да и вообще легко соблюдать, когда твое соблюдение не вызывает недоуменных, косых взглядов окружающих.

Моше сообщает еврейскому народу, что наша Тора – это законы реальной жизни, с которыми можно и нужно жить среди других народов. Ибо в Торе находятся ответы на все животрепещущие, повседневные вопросы и проблемы. И если мы удостоимся достичь уровня «и будете соблюдать и делать» (Дварим 4:6), то тогда народы мира «скажут: однако, какой умный и мудрый народ – эта великая нация» (там же).

И в этом урок данного стиха нашей недельной главы. После всех тех высочайших ступеней, которых евреи удостоились достичь на горе Синай, – пусть не придет им в голову затворничать, осев в пустыне. Наоборот, теперь их задача – отправиться в путь, распространять свет народам. И не просто в путь – а в самую непросветную, духовную глушь – к горе эморейцев и иже с ними.

И с тех пор это остается нашей задачей – жить по Торе, соблюдая и охраняя ее заповеди на глазах у народов мира. И не бояться казаться глупыми и примитивными в их глазах, ибо наша Тора – Тора жизни, и «это – ваша мудрость и ваша разумность в глазах народов» (Дварим 4:6).

 

Рав Аарон Бакшт__

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*